ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Цена на электроэнергию для юрлиц: основы формирования, новшества в расчете сбытовой надбавки

Оплата счетов за потребленную электроэнергию является одной из основных статей затрат юридических лиц. В связи с этим клиенты справедливо интересуются составляющими предъявляемых цен, факторами, влияющими на итоговую стоимость и, безусловно, способами снижения затрат. Об актуальной теме и нововведениях в расчете сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков в интервью рассказал директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов.

-Рифнур Хайдарович, скажите, пожалуйста, из чего складывается цена на электроэнергию для юридических лиц?

— Для гарантирующих поставщиков правила определения цены установлены действующим законодательством. Цена является нерегулируемой, и может существенно меняться от месяца к месяцу. Что означает понятие «нерегулируемая»? То, что в составе цены потребители помимо регулируемых составляющих — тарифа на услуги по передаче электроэнергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и стоимости услуг инфраструктурных организаций — оплачивают и стоимость покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке, цена на которые формируется под влиянием рыночных факторов и, соответственно, не является постоянной величиной.

— А в каком процентном соотношении?

— В среднем – в структуре цены около 60% — это цена покупки на оптовом рынке электроэнергии и мощности, которая формируется по результатам торгов и меняется каждый час по электроэнергии и ежемесячно по мощности. Вторая составляющая – около 39% цена на услуги по передаче и менее 2% сбытовая надбавка. Для конкретного потребителя электроэнергии эти соотношения могут отличаться. Например, у потребителя, запитанного на высоком напряжении 110 кВ и у того, кто получает электроэнергию на низком напряжении – 0,4 кВ, эти пропорции разные. На механизмы продажи электроэнергии и мощности, определяемые государством гарантирующий поставщик не может оказывать влияния. Если говорить о стоимости наших услуг, т.е. сбытовой надбавке, мы регулярно оптимизируем свои затраты, а также разъясняем потребителям механизмы формирования конечной цены на электроэнергию.

— Сколько сейчас составляет сбытовая надбавка АО «Татэнергосбыт» в конечной цене для потребителей?

— Сбытовая надбавка АО «Татэнергосбыт» регулируется Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам и на сегодняшний день в конечной-итоговой цене составляет примерно 2 %. В Приволжском федеральном округе у нас самая низкая сбытовая надбавка.

— С 1 июля 2018 года для гарантирующих поставщиков изменился порядок расчета сбытовой надбавки, повлияет ли это на конечную цену для потребителей?

-До 1 июля этого года сбытовая надбавка для юридических лиц устанавливалась в процентном соотношении от оптовой составляющей конечной цены. Этот процент утверждался регулирующими органами субъектов Российской Федерации на основании доказанных и обоснованных расходов гарантирующих поставщиков. Понятно, что в данном случае, речь об унификации подходов в облуживании потребителей и их оплаты за эти услуги никакой не было – все регулирующие органы по-разному смотрели на этот процесс обоснования затрат. Кроме того, сбытовая надбавка формировалась, по сути, как торговая наценка – ориентиром в нашем случае выступают цены оптового рынка электрической энергии и мощности – то есть устанавливалась в виде процента к цене оптового рынка. И если потребитель имел неравномерный график нагрузки, то цена у него была дороже не только по оптовой составляющей конечной цены, но и по сбытовой надбавке гарантирующего поставщика.

С 1 июля 2018 сбытовая надбавка гарантирующего поставщика рассчитывается с помощью так называемого «метода эталонных затрат», установлена она уже строго в копейках за кВтч. Почти также, как и сейчас сбытовые надбавки будут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от их крупности. Изменения коснулись тарифных групп юридических лиц — их осталось три: не менее 10 МВт, от 670 кВт до 10 МВт, менее 670 кВт. Принципиально новым стало то, что раньше, как я уже отметил, регуляторы при установлении сбытовых надбавок самостоятельно принимали решение об обоснованности расходов гарантирующих поставщиков, а сейчас – все необходимые затраты строго прописаны. И тем компаниям, которые не будут укладываться в эталон, чтобы остаться на рынке, придется работать над снижением своих затрат. А такие компании на территории Российской Федерации имеются.

— Готов ли АО «Татэнергосбыт» работать в новой «эталонной» модели?

Что касается АО «Татэнергосбыт» — мы соответствуем введенным стандартам. В Республике Татарстан новые подходы, на наш взгляд, не приведут к существенному изменению конечных цен для потребителей, при этом расчет и установление сбытовых надбавок станет более стандартизированным и «эталонным». В то же время сегодня мы видим, что новые «эталонные» сбытовые надбавки все-таки по-прежнему содержат долю перекрестного субсидирования. С экономической и конкурентной точки зрения это не очень хорошо, а с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса – наверное, допустимо.

— Может ли потребитель самостоятельно рассчитать примерные затраты на потребляемую электроэнергию?

— Мы придерживаемся политики информационной открытости – наши клиенты могут убедиться в каждой начисленной сумме. Все параметры, используемые в расчете в открытом доступе – на официальном сайте компании ежемесячно в 12-14 числах месяца, следующего за расчетным, мы публикуем цены. Помимо этого, мы всегда готовы помочь оптимизировать расходы – совместно с клиентами смотрим графики потребления электроэнергии и ищем наиболее оптимальные ценовые категории. Однако в условиях конкурентного рынка есть энергосбытовые компании, которые предлагают свои услуги и обещают потребителю существенные скидки, не до конца раскрывая все тонкости. А потом возникают ситуации, что конечная цена оказывается выше и предложенное сотрудничество становится для потребителя невыгодным.

— Рифнур Хайдарович, компания разработала калькулятор стоимости электроэнергии для юридических лиц, который функционирует на официальном сайте. Как им пользоваться? Какую экономию он дает?

—С помощью данного сервиса любой потребитель может самостоятельно определить для себя выгодную цену, ответив на несколько представленных калькулятором уточняющих вопросов. Ежегодно количество его пользователей только увеличивается. Экономия потребителя по нашим оценкам превышает 100 миллионов рублей в год. Например, сэкономили при переходе на другой «тарифный план» такие потребители, как IKEA, АО «Казань Арена», ТКЦ «Южный» и другие, и помог им сделать такой шаг – наш продукт, размещенный на нашем сайте.

-Рифнур Хайдарович, спасибо за содержательную беседу.

 

 

Прокрутить вверх