ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Газпром хочет увеличить долю в СРП «Сахалин-2»

Российское правительство всерьез задумалось об увеличении доли российских компаний в ведущих проектах по нефтегазовой добыче. Как стало известно РБК daily, «Газ­пром» ведет переговоры с участниками проекта «Сахалин-2» — японскими компаниями Mitsui & Co и Mitsubishi о выкупе части их доли. В планах «Газпрома» не только увеличить свое влияние, но и стать единоличным оператором «Сахалина-2».

Как рассказал источник в Счетной палате, доля участия россий­ских госкомпаний в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» может значительно вырасти. Собеседник отмечает, что в случае с первым сахалинским проектом это будет значительно легче сделать. По его словам, после проверок к оператору Exxon Neftegaz имеется ряд претензий в части превышения затрат на разработку месторождений «Сахалина-1». В частности, в августе 2010 года они были превышены в 2,2 раза, до 95,3 млрд долл. В конце октября аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын не исключил, что Россия может сменить оператора проекта. Им может стать государственная «Роснефть».

«У «Сахалина-2» нареканий с превышением сметы не будет, так как вхождение «Газпрома» в проект значительно повысило его прозрачность. В этом случае госконцерну намного сложнее будет стать единоличным оператором», — добавляет источник. По его словам, в настоящее время «Газпром» ведет переговоры с японцами о переуступке их доли в свою пользу. При этом, утверждает собеседник, компания выплатит им неустойку «в разумных пределах». «Mitsui и Mitsubishi не особо держатся за этот проект, если им предложить равнозначную замену, то они согласятся уступить свои проценты в пользу «Газпрома», — полагает он.

Сейчас оператором «Сахалина-2» является Sakhalin Energy, где доля «Газпрома» составляет 50% плюс одна акция, Shell — 27,5%, Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10% акций. Представитель Счетной палаты заявляет, что контрольный пакет позволяет «Газпрому» фактически единолично решать во­просы, но существует риск вето, которое другие участники могут наложить на стратегически важное решение. Именно это не устраивает государство и руководство газового концерна.

Источник в правительстве рассказал, что одной из причин желания «Газпрома» стать единоличным оператором является факт закупки госкомпанией газа в проекте по мировым ценам. «Для внутреннего рынка компания закупает газ по ценам свыше 300 долл. за 1 тыс. куб. м, а продавать внутри рынка приходится гораздо меньше, примерно раза в два-три. Сейчас эту разницу субсидирует государство», — поясняет собеседник.

По его словам, «Газпром» хотел закупать газ по меньшим ценам внутри СРП, но в Shell с японцами не согласились. Тогда, объясняет чиновник, было принято решение увеличить долю «Газпрома» и сделать его единоличным оператором на «Сахалине-2», так как государству тоже не очень выгодно постоянно субсидировать монополиста. «Газпром» и государство давят на компании через покупателей газа — Китай и Корею, чтобы те в свою очередь помогли компании стать оператором», — говорит собеседник.

В «Газпроме» отказались комментировать данную ситуацию. Однако источник в компании пояснил, что газовая монополия либо купит процентную долю у японцев, либо предложит им равнозначную замену в виде участия в проекте «Ямал СПГ».

В Shell заявили, что слышали о планах российского правительства. «Но если «Газпром» и будет увеличивать долю, то только за счет японских компаний», — подчеркнули в Shell.

Генеральный директор Фонда национальной энергетиче­ской безопасности Константин Симонов считает, что «Газпрому» легче договориться с Mitsui и Mitsubishi, чем с Shell, о переуступке процентной доли в проекте. Госмонополия вошла в проект в 2007 году, когда он был фактически реализован. Японцы по большому счету только софинансировали, а технологии и специалисты были британские. В настоящее время, говорит эксперт, в проекте участвует много российских специалистов. «Драмы здесь никакой не будет. Shell остается, а японцы могут получить взамен проекты на Ямальском СПГ. На инвестклимате и на отношениях между странами это никак не отразится, как и на работе проекта. Если Mitsui и Mitsubishi будет сделано выгодное предложение, они согласятся», — уверен г-н Симонов.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх