Уголь развернули на запад

Попытки ОАО РЖД разгрузить популярные восточные направления экспорта начали давать первые плоды. Как выяснилось, российский уголь начал вывозиться через Финляндию, маршрут может обеспечить экспорт около 2,5 млн тонн в год. Такой же объем уже через год будет способен обслужить Калининград, уголь в Турцию, железнодорожники будут отправлять через Грузию. Однако грузоотправители неоднозначно оценивают перспективы новых маршрутов, а отели отмечают снижение привлекательности угольного рынка Европы, пишет “Коммерсантъ”.

Как рассказал заместитель гендиректора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, российский уголь начал активно экспортироваться через порты Финляндии. Если в 2017 году туда было перевезено всего 200 тыс. тонн угля, к 2018 году уже около 700 тыс. Потребность в 2,5 млн. тонн в год. Финское направление испытывает многие российские грузоотправители, утверждая, что это может быть «высокоэффективная перегрузка этих грузов». Алексей Шило добавил, что железные дороги двух стран эффективно взаимодействуют, и уже в этом году планируется запустить систему, когда через электронные торговые площадки (ОАО «РЖД») можно будет загружать российские вагоны в Финляндию,

Финляндия пытается переключить экспортные грузопотоки с перегруженными путями к экспортным портам Дальнего Востока, Юга и Северо-Запада. В конце прошлого года монополия объявила о том, что пропускная способность инфраструктуры в этом году обеспечена ростом загрузки угля по этим направлениям только на 1,2%, 1,5% и 1,9% соответственно, поэтому участникам рынка нужно искать другие маршруты экспорта.

Кроме Финляндии это, например, Калининград и порты Грузии. На Калининград, говорит господин Шило, в 2018 году поставили 500 тыс. Грн. Грн. Грн. тонн угля в 2020 году на терминалах ОАО РЖД можно будет переваливать уже 2,5 млн тонн. Кроме того, существует возможность доставки небольших грузов (15 тыс. Тонн в месяц) по адресам грузинских портов, что дает возможность предлагать азербайджанские и грузинские железные дороги. В грузинских железных дорогах сообщается, что угроза в грузинских портах является транзитной перевозкой с осени 2018 года, когда речь идет об угле «Сибантрацита» Дмитрия Босова.

В «Сибантраците» отказались от комментариев, в «Мечеле» сообщалось, что через Финляндию уголь не поставляют. В Евразе было подтверждено: «Это перспективно для диверсификации поставок». В то же время в Кузбасской топливной компании считают поставки в финском направлении «нецелесообразными» с учетом низкой маржинальности марок угля и расходов по доставке. Остальные угольщики не ответили на запрос.

Кроме того, по словам господина Шило, для разгрузки классических экспортных поставок ОАО «РЖД» переориентирует с ними уголь сопредельных государств. Так, монополия предоставила скидку в 50% грузоотправителям Казахстана при поставке угля в Прибалтику. С сентября 2018 года до конца этого года в прибалтийском направлении уйдет 600–700 тыс. Руб. Руб. тонн казахстанского угля. Для российских грузоотправителей скидка не была бы такой привлекательной, поскольку транзитные ставки значительно выше.

Однако РЖД немного опоздало с диверсификацией экспорта. По мнению Максима Худалова из АКРА, открытие финского направления было бы актуально год назад. Сейчас речь пойдет о цене на контракты: если речь пойдет о FOB. $ 55. Максим Максим Худалов отмечает, что цены на уголь в Европе вернутся. В частности, с учетом предположений, что американцы массово возвращаются на европейский угольный рынок. Если ОАО РЖД не будет предоставлять серьезные преференции на новых направлениях, полагает эксперт,

 

Теги: