ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Новые предложения ЕК по рынку газа ЕС не направлены против Газпрома

Новые и, можно сказать, амбициозные, предложения Еврокомиссии (ЕК) о новшествах на рынке газа Евросоюза не направлены против «Газпрома», хотя и могут затронуть его работу в будущем, об этом заявляют в Еврокомиссии.

Евросоюз является крупнейшим импортером газа в мире. Его зависимость от импорта этого топлива в последние годы росла. Крупнейший поставщик в ЕС – «Газпром».

Власти Евросоюза поступательно движутся в направлении формирования в ЕС единого рынка энергии, расширения ее источников получения и маршрутов транспортировки. Одной из целей формируемого в ЕС энергосоюза можно считать снижение зависимости региона от российского газа.

Во вторник Еврокомиссия приняла пакет предложений по повышению энергетической безопасности Евросоюза (ЕС). В их составе — различные элементы, важнейшими из которых можно назвать нововведения, касающиеся рынка газа ЕС.

ЕК предложила, в том числе, новую стратегию по расширению использования сжиженного природного газа (LNG) в Евросоюзе; изменение правил согласования с Еврокомиссией соглашений на закупку у третьих стран энергии, в том числе, «голубого топлива»; а также внедрение правил взаимодействия стран ЕС по обеспечению друг друга газом в экстренных ситуациях. Новые правила пока не вступают в силу – их нужно согласовать с Европарламентом и Советом ЕС.

Газ останется важной составляющей энергетического баланса Евросоюза как минимум в ближайшем десятилетии, признает ЕК. Как отметил вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович, Россия есть, была и будет важным партнером ЕС в области энергетики. Мнение о том, что весь пакет предложений ЕК, опубликованный во вторник, завязан на «Газпроме» — определенно неверно, отметил Шефчович.

«Это не направлено против кого-то, это направлено на пользу европейских потребителей и промышленности», — отметил Каньете. Он добавил, что наличие более сильной конкуренции на рынке, диверсификация источников получения энергии может привести к снижению цен на нее.

Однако очевидно, что имплементация, скажем, предлагаемых теперь Еврокомиссией новых норм о межправсоглашениях, или увеличение потребления в Евросоюзе LNG, может коснуться в будущем и российского газа в регионе.

 

Око Еврокомиссии

Еврокомиссия хочет изменить правила заключения межправительственных соглашений стран ЕС на закупку энергии (в том числе, газа) с третьими странами, а также знакомиться с коммерческими договорами на поставки газа.

«Переговоры с поставщиками энергии зачастую требуют политической и правовой поддержки, в частности, чтобы дать инвесторам уверенность в создании энергетической инфраструктуры. Политическая поддержка предоставляется в форме межправительственных соглашений. Эти соглашения часто служат основой для более детальных коммерческих контрактов», — говорится в материалах Еврокомиссии.

Стоит отметить, что в ЕС уже есть система сверки межправсоглашений с законодательством ЕС.

«Текущее регулирование требует от стран Евросоюза уведомлять Еврокомиссию о своих соглашениях в области энергетики со странами – не членами ЕС. Но делать это — лишь после заключения соглашений. Однако было доказано, что очень сложно пересмотреть какие-либо условия соглашений после их подписания», — отмечает ЕК недостаток существующей системы.

Анализ всех представленных ей межправсоглашений показал, что примерно треть договоров, связанных с энергетической инфраструктурой или поставками энергии, содержит положения, не соответствующие законодательству ЕС.

«К настоящему моменту, ни одно из этих соглашений не было с успехом пересмотрено», — констатирует ЕК.

Поэтому теперь она хочет, чтобы страны ЕС показывали ей проекты межправсоглашений – на стадии переговоров по ним, до подписания. Цель – обеспечить соответствие договоров законам ЕС заранее, а также определить, не подвергают ли они риску безопасность снабжения союза энергией и работу внутреннего рынка.

Предложения ЕК в этой области затрагивают все соответствующие договора между одной или несколькими странами ЕС и одной или несколькими странами, не входящими в состав Евросоюза. Они не касаются соглашения по атомной энергии.

ЕК предлагает теперь, чтобы страны ЕС информировали ее о намерении начать переговоры с третьими странами по заключению новых или дополнению действующих межправсоглашений. Еврокомиссия должна получать необходимую информацию и в ходе переговоров, следует из ее материалов. Затем страны должны представить ЕК проект нового межправсоглашения или поправок к уже действующему.

Причем эти договора не могут быть подписаны прежде, чем ЕК даст свою оценку по ним, заявил во вторник еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. Окончательное мнение о соответствии проектов межправсоглашений законам ЕС Еврокомиссия будет предоставлять в течение 12 недель.

Страны должны будут также представить ЕК все юридически договоренности со странами не из ЕС, такие как меморандум о взаимопонимании или совместные декларации.

Еврокомиссия планирует давать доступ другим странам ЕС к новым или уже существующим межправсоглашениям и поправкам к ним, конечно, с учетом требований конфиденциальности.

«Страны ЕС будут сообщать о том, какая информация является конфиденциальной. В то же время, однако, запрос конфиденциальности не должен будет ограничивать доступ Еврокомиссии к конфиденциальным данным», — отмечается в материалах ЕК.

Еврокомиссия хочет повысить прозрачность не только межправительственных договоров, но и коммерческих контрактов, заявил во вторник Шефчович.

ЕК предлагает автоматически уведомлять ее о заключении новых контрактов на закупку газа в Евросоюзе, если их срок действия превышает год и доля соответствующего газа на рынке страны Евросоюза будет более 40%, отметил Каньете. Причем ЕК хочет, чтобы ее уведомляли как о новых, так и об уже действующих коммерческих контрактах, в случае превышения указанного порога. Каньете добавил, что ЕК не ставит своей целью менять коммерческие контракты или следить за ценами на газ. Она хочет лучше понимать ситуацию с безопасностью энергоснабжения ЕС.

«Это поможет нам выявить случаи, где оценка рисков и предупредительные меры должны быть усовершенствованы или адаптированы», — пояснил Каньете.

ЕК уточняет, что просит показывать ей коммерческие контракты после их заключения, а не на этапе переговоров.

 

 

В жидком виде

Природный газ покрывает примерно четверть общего потребления энергии Евросоюзом. Спрос на газ в ЕС составляет, в целом, около 400 миллиардов кубометров, напоминает ЕК. Менее половины потребностей ЕС в газе покрывается внутренним производством. Остальное импортируется в основном из России (39%), Норвегии (30%) и Алжира (13%). В последние годы на сжиженный природный газ (LNG) приходится около 10% импорта, причем большая часть идет из Катара, Алжира и Нигерии, пишет ЕК.

Некоторые страны ЕС в значительной степени зависят от российского газа, поступающего по трубопроводам. ЕС стремится изменить эту ситуацию. Во вторник ЕК предложила новую стратегию по расширению использования в ЕС сжиженного газа.

Шефчович, в частности, отметил, что LNG – это очень «гибкий глобальный товар», его поставки могут совершаться оперативно после запроса. Однако конкурентоспособность сжиженного газа по сравнению с другими источниками будет зависеть от набора факторов, в том числе, от стоимости сжижения и транспортировки, курсов валют, баланса спроса и предложения на LNG, признает ЕК.

В рамках своей стратегии Еврокомиссия считает необходимым построить инфраструктуру, позволяющую всем странам ЕС иметь доступ к международному рынку сжиженного газа либо напрямую, либо через другие страны ЕС.

Еврокомиссия обращает внимание на проблему финансирования подобных стремлений. Однако тут же отмечает, что для проектов, которые особенно важны для безопасности энергообеспечения ЕС, могут быть использованы деньги различных общеевропейских фондов. Еще одним источником средств могут быть и кредиты Европейского инвестиционного банка, говорится в материалах ЕК.

Еврокомиссия, в рамках своей стратегии, также отмечает необходимость эффективнее использовать хранилища газа, в связи с чем ЕК хочет подкорректировать правила по их трансграничному использованию.

Важно и работать с международными партнерами. «Это означает сотрудничество с нынешними и будущими поставщиками, а также с прочими основными странами-потребителями, чтобы сжиженный газ мог продаваться свободно на международном рынке», — пишет ЕК.

В этой связи Каньете отметил следующее: «Мы активизируем наш диалог с международными партнерами для продвижения свободного, ликвидного и прозрачного международного рынка сжиженного газа. Я жду сотрудничества в рамках японского руководства в G7, развития нашего растущего партнерства с Австралией, ведения диалога на высоком уровне с ключевыми поставщиками, такими как Алжир, Канада, США».

 

Безопасность поставок газа

ЕК представила новое регулирование, которое позволит более эффективно предотвращать и сглаживать возможные кризисы в сфере поставок газа.

Она предлагает принцип солидарности государств внутри Евросоюза, «в соответствии с которым соседние страны ЕС обеспечат поставки газа домохозяйствам, а также первостепенным социальным службам, таким как медицинский уход и службы безопасности, в случае сурового кризиса» у их соседа по союзу, говорится в сообщении ЕК.

Странам ЕС предстоит согласовать технические, юридические и финансовые механизма для возможности претворения в жизнь принципа солидарности, свидетельствуют материалы.

ЕК также предлагает перейти от национального к региональному подходу по созданию мер в области безопасности энергоснабжения. Она хочет, чтобы страны ЕС провели оценку рисков, создали планы действий по профилактике кризисов, а также планы на случай экстренных ситуаций на региональном уровне. Их необходимо будет обновлять каждые четыре года.

Также странам союза предлагается принять совместные – не единоличные, как сейчас, решения по созданию мощностей для реверсных потоков газа на общих границах внутри ЕС.

Новое регулирование должно усилить и сотрудничество ЕС с соседями. ЕК хочет, чтобы страны энергосообщества участвовали в предотвращении возможных кризисов с поставками газа на границах с ЕС, свидетельствуют материалы ЕК.

Энергосообщество — это международная организация, цель которой — распространять правила внутреннего энергетического рынка Евросоюза на другие страны, в частности на Юго-Восток Европы. В Энергосообщество входят страны ЕС, а также Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Черногория, Сербия, Украина.

Стоит отметить, что Евросоюз несколько лет назад испытывал проблемы в связи с перебоями поставок газа из России через Украину.

Помимо этого Еврокомиссия во вторник представила и стратегию по оптимизации отопления и охлаждения зданий и промышленных предприятий.

На этот сектор приходится около 50% годового потребления энергии в ЕС, в том числе, 59% общего потребления газа и 13% — нефти. Это связано, в том числе, и с тем, что здания в Европе, зачастую, построены относительно давно, а также с тем, что слишком много энергии тратится впустую, для отопления или охлаждения широко не используются возобновляемые источники энергии.

ЕК, для улучшения ситуации, предлагает упростить процесс ремонта зданий, увеличить потребление энергии из возобновляемых источников, использовать энергетические отходы промышленности.

 

 

 

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх