В ОКБМ Африкантов начались испытания перегрузочного комплекса для реакторов «РИТМ-200» атомных ледоколов

В АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Атомэнергомаш Госкорпорации Росатом) проводится первый этап испытаний перегрузочного комплекса для реакторных установок РИТМ-200.

Перегрузочный комплекс предназначен для выполнения технологических операций, обеспечивающих доступ к активной зоне, извлечение отработавших и загрузку новых тепловыделяющих сборок, монтаж оборудования реактора и герметизацию основного разъема в процессе эксплуатации реакторных установок РИТМ-200. Комплекс перегрузочный состоит из устройств, выполняющих отдельные операции. Комплекс оснащен системой автоматизированного управления, разработанной и изготовленной специалистами филиала ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова».

Испытания проводятся на специально созданном в АО «ОКБМ Африкантов» стенде, являющемся полноразмерным имитатором реактора РИТМ-200. Стенд создает условия для осуществления поочередной проверки работы каждого из устройств перегрузочного комплекса при выполнении соответствующих технологических операций. При испытаниях выполняется наладка оборудования и системы управления, производятся проверки собираемости и работоспособности. В связи с длительностью данных процессов испытания разделены на несколько этапов.

Испытываемое в настоящее время устройство отвинчивания-завинчивания гаек основного разъема предназначено для демонтажа и монтажа крышки реактора. В составе перегрузочного комплекса это устройство является одним из самых технически сложных. «Устройство состоит из поворотного стола и шести гидроключей, в каждом из которых создается давление около 20 МПа. При помощи электроприводных ключей при разборке реактора отвинчиваем гайки, при сборке – завинчиваем», – отмечает заместитель начальника отдела конструирования комплексов и оборудования перезарядки транспортных ЯЭУ и АС АО «ОКБМ Африкантов» Сергей Данилов.

«Система управления является комплексом программно-технических средств, состоящим из двух пультов управления и девяти устройств связи с объектом, размещенных на конструкциях перегрузочного комплекса. Современная система управления позволяет минимизировать присутствие персонала при проведении потенциально опасных работ и сократить время проведения перегрузки», – пояснила ведущий специалист филиала ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова» Юлия Иванова.

В ходе испытаний планируется проверить выполнение всех технологических операций, которые предполагает процесс перегрузки топлива реакторной установки: подрыв и демонтаж нажимного фланца и крышки парогенерирующего блока, монтаж (демонтаж) БТУ (блок труб и устройств), сцепление (расцепление) ТСУ (тягово-сцепное устройство) с ПС СУЗ ( с поглощающим стержнем системы управления защиты), выгрузка и загрузка тепловыделяющих сборок, монтаж крышки ПГБ и нажимного фланца, отвинчивание и завинчивание гаек основного разъема парогенерирующего блока.

 

 

Теги: