Свежее
Режим повышенной готовности объявлен в Пензе из-за массового отключения водоснабженияИндексы СПбМТСБ будут применяться для расчета НДПИ на уголь и удобренияМощность ПС 35 кВ Андрианово увеличена в 1,6 разаСПбМТСБ работает над запуском экспортных торгов углемСПбМТСБ будет продолжать работу над индикатором стоимости нефтиМолдавия закупила около 80% газа на отопительный сезон
В январе американский инвестиционный банк Goldman Sachs выпустил очередной обзор, в котором рекомендовал покупать акции «Роснефти» и заявил, что расценивает потенциал их роста в 54%. Главным драйвером аналитики банка называют проект «Восток Ойл», стоимость которого до сих пор полностью не отражена в цене бумаг компании. Мы попытались разобраться, почему инвесторы до сих пор сомневаются в перспективах проекта и не спешат вкладываться в него, несмотря на настойчивые приглашения.
По утверждению «Роснефти», «Восток Ойл» обладает уникальным потенциалом, который выводит его на первое место по привлекательности среди нефтегазовых проектов, которые сейчас реализуются в мире. «Извлекаемые подтвержденные запасы» проекта компания оценивает в 6 млрд т нефти. Еще одним преимуществом «Восток Ойл» называют его географическое положение на середине Северного морского пути. Это дает возможность вывозить нефть как на традиционные западные рынки, так и на перспективные восточные.
Эти утверждения повторяются в каждой публикации, посвященной новостям проекта. Однако у коллег-нефтяников они, похоже, не вызывают доверия. Даже индийские компании во главе с ONGC Videsh, которые с 2016 года владеют 49,9% входящего в «Восток Ойл» Ванкоркого кластера, до сих пор «изучают вопрос», хотя предварительные договоренности датируются 2019 годом.
Причинах такой осторожности обнаруживаются в объяснениях ведущих отраслевых экспертов.
6 млрд тонн? А может, 600 млн?
Первое, что вызывает озабоченность – несоответствие уверенности, с которой «Роснефть» говорит о гигантских запасах «Восток Ойл», с его реальной геологической изученностью. На это обращает внимание один из лучших специалистов по геологии Арктики, экс-директор Института геологии и разработки горючих ископаемых Минэнерго и РАН Михаил Григорьев.
«На Пайяхском месторождении 82 млн т разведанных запасов и 1,1 млрд оцененных. Разведанность Пайяхи, таким образом, всего 7%. Новое «гигантское открытие» – Западно-Иркинское месторождение с 511 млн т, из которых аж 9 млн расположены в пределах дренирования скважин и относятся к разведанным. То есть для этого месторождения выходим на разведанность 2%», – говорит Григорьев.
По данным Агентства по недропользованию на начало 2021 года, которые приводит специалист, суммарные запасы всех 42 лицензионных участков, входящих в проект «Восток Ойл», составляют не 6, а 2,4 млрд т. Из них разведанных – всего 600 млн т, об остальных «можно говорить только гипотетически». По состоянию на конец года к 42 участкам прибавилось еще 10, однако в то, что их запасы составляют 3,6 млрд т, трудно поверить.
В связи с этим большие сомнения вызывают планы «Роснефти» уже к 2024 году вывести добычу нефти на проекте на уровень 25 млн т. По словам Михаила Григорьева, «палочка-выручалочка» «Восток Ойл», Ванкорские месторождения, в 2022 году дадут 20 млн т нефти, к 2024 году эта цифра упадет до 18 млн т. Тогда же должна начаться разработка Пайяхи, где в первый год производство запланировано на уровне 1,4 млн т.
Рубль перевоз
Но возникает второй вопрос – будет ли готова инфраструктура для вывоза этой нефти? Разработку Пайяхского или Западно-Иркинского месторождения нельзя начать без готового нефтепровода к порту «Бухта Север». В ноябре 2021 года «Роснефть» заявила о завершении проектных изысканий по проекту и начале строительства этого нефтепровода. Его протяженность составит 770 км, на маршруте планируется построить семь нефтеперекачивающих станций. С учетом того, что работы придется вести в условиях вечной мерзлоты и арктического климата, задача с нуля построить такой объект за два года представляется нетривиальной.
Столь же нетривиальной выглядит и задача транспортировки нефти «Восток Ойл» на рынки. Михаил Григорьев приводит простой расчет. Если поверить планам «Роснефти» поставлять для перевозки по Северному морскому пути 30 млн т нефти в 2024 году, то для ее вывоза потребуется 10 танкеров ледового класса Arc7, которые будут совершать по 273 рейса с грузом и столько же порожняком – то есть 1,5 рейса в сутки. К 2030 году объем добычи на проекте планируется довести объем добычи до 115 млн т в год – это уже 1000 рейсов «туда» и столько же «обратно».
«Заявления о том, что эти суда строятся на верфи «Звезда», не находят подтверждения. Портфель «Звезды» наполнен полностью. Я не вижу, где у них появится свободное окно для строительства танкеров», – констатирует Григорьев.
Кроме того, при транспортировке на восток танкерам потребуется ледокольное сопровождение – без него скорость судна будет слишком низкой. Однако задача ледокольного обеспечения рейсов «Роснефти» в планах Росатома не значится, напоминает специалист.
За ценой не постоим?
Из этого вытекает главный вопрос – обоснованность инвестиций в проект «Восток Ойл». Их размер губернатор Красноярского края Александр Усс в ноябре 2021 года оценил в 10 трлн рублей. Вместо того, чтобы оценивать, достаточно ли будет этой суммы, Михаил Григорьев предлагает задуматься над тремя вещами.
Первая – понять, наконец, какие объемы будут получены на выходе, и кто будет эти объемы покупать. «Мы, к сожалению не понимаем, кому, где и когда будут нужны эти 115 млн т. Технически мы, наверное, можем добыть эти миллионы. Куда мы с ними пойдем?», – задается вопросом эксперт.
Вторая – отдача для государства. «У нас есть некий пакет государственных льгот. Но что государство получит после всего этого? Я, когда смотрю на проект «Ямал СПГ», думаю – когда же хозяин недр начнет хоть что-то получать с этого проекта, а не только вкладывать бесконечные деньги. Здесь возникает тот же вопрос», – рассуждает Григорьев.
Наконец, возникает вопрос – что будет с построенной инфраструктурой после завершения жизненного цикла проекта. В рамках «Восток Ойл» заявлено строительство не только нефтедобывающей и нефтетранспортной инфраструктуры, но и двух аэропортов, рабочих поселков и т.д. «Дух захватывает, когда читаешь эту жюльверновщину. А что будет через 20 лет? Что можно будет делать с этим железом в тундре? Это будет опять город-призрак», – иронизирует специалист.
Ответов на эти вопросы пока нет.
С другими комментариями Михаила Григорьева можно ознакомиться по ссылке здесь.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Режим повышенной готовности объявлен в Пензе из-за массового отключения водоснабжения
Без подачи холодной воды остались 1191 частное домовладение, 41 многоквартирный…
Индексы СПбМТСБ будут применяться для расчета НДПИ на уголь и удобрения
С 1 января 2025 г.
СПбМТСБ работает над запуском экспортных торгов углем
За 11 мес 2024г объем торгов углем на бирже в…
СПбМТСБ будет продолжать работу над индикатором стоимости нефти
Несмотря на то, что Минфин пока отказывается использовать его для…
Молдавия закупила около 80% газа на отопительный сезон
Потребуется закупить еще 163,4 млн куб м.