ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Газпром не пускают в Израиль

Недавно стало известно, что австралийская компания Woodside Petroleum Ltd. приобретет 30%-ную долю в проекте по разработке месторождения Левиафан на израильском шельфе. Покупка доли в Левиафане может обойтись австралийской компании примерно в $2,5 млрд.

Израиль на своей территории имеет три месторождения газа — Левиафан, Тамар и Далит. Суммарные запасы месторождения Левиафан оцениваются в 453 млрд куб м газа, запасы месторождения Тамар составляют более 200 млрд куб м. Ресурсы месторождения Далит невелики, и оцениваются в 20 млрд куб м. Известно, что разработка Левиафана должна начаться в 2016 году, добычу на месторождении Тамар предполагается начать в 2013 году.

Оператором и основным акционером всех трех месторождений является американская компания Noble Energy. Так, например, доля американской компании в проекте Левиафан составляла 39,66%, после вхождения в СП австралийской Woodside Petroleum эта доля снизится до 30%. Остальными партнерами по проекту будут уже участвовавшие в проекте ранее — израильская Delek Group (доля — 30%), Avner Oil Exploration и Ratio Oil Exploration с равными долями в 5%.

Израиль до настоящего времени не добывал собственный газ. Однако с вводом в промышленную эксплуатацию собственных месторождений, Израиль сможет не только покрывать внутреннее потребление газа (которое в 2011 году составляло 5 млрд куб м), но и начать поставлять газ на экспорт. Причем экспортные поставки израильского газа будут направлены преимущественно европейским потребителям.

Что касается Левиафана, то проектом предусмотрена не только разработка самого месторождения, но и строительство мощностей по производству СПГ, оператором которого как раз и станет Woodside Petroleum. Производство СПГ значительно усилит конкурентные преимущества Израиля.

Таким образом, на европейском газовом рынке уже в ближайшей перспективе появится новый экспортер, что вкупе со все возрастающей конкуренцией со стороны Катара, Алжира и Нигерии, может привести к тому, что Газпром будет терять долю на своем основном экспортном рынке.

Стоит напомнить, что Газпром ранее также претендовал на долю в СП по разработке месторождения Левиафан.

И даже после того, как стало известно, что долю в месторождении купила австралийская Woodside Petroleum, появились сообщения о том, что Газпром по-прежнему заинтересован в разработке месторождений израильского шельфа. Сообщается, что недавно представители Газпрома во время визита в Израиль вели переговоры с потенциальными партнерами.

Другое крупное месторождение Израиля — Тамар — разрабатывается консорциумом компаний Noble Energy (36%-ная доля), Isramco Negev (28,75%), Avner Oil Exploration (15,625%) и Delek Drilling (15,625%). Данному американо-израильскому консорциуму может быть интересен зарубежный партнер с опытом в разработке шельфовых месторождений и производства СПГ, каковым и является Газпром. Однако не думаю, что для Газпрома было бы целесообразно входить в данный проект.

Участие в израильских проектах помогло бы Газпрому несколько потеснить традиционных поставщиков газа в страны Южной Европы, таких как Египет и Алжир. Однако в настоящее время Газпром реализует проекты, которые позволят существенно нарастить трубопроводные мощности по транспортировке газа на европейский рынок (Южный поток и строительство дополнительных ниток Северного потока), которые итак в связи со снижением потребления газа в Европе будут загружены Газпромом не полностью. Поэтому инвестиции в еще один проект, направленный на европейский рынок, сейчас вряд ли выглядят для российского монополиста разумными. Газпрому сейчас более выгодно развивать мощности по производству СПГ, направленные на экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако то, что в будущем на европейском рынке появится новый экспортер газа, может отрицательным образом отразиться на объемах экспорта газа в Европу, либо приведет к тому, что Газпром будет вынужден проявлять более гибкую ценовую политику в отношении европейских потребителей, чтобы сохранить конкурентоспособность на европейском рынке. И то, и другое в дальнейшем может привести к падению выручки Газпрома от экспорта газа европейским потребителям.

Целевая цена по акциям Газпрома составляет 191 руб.

Юлия Войтович, аналитик Инвесткафе

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх