Актуально
Chevron пообещала увеличить добычу нефти в Венесуэле в 1,5 разаНа ЭБ-2 Белорусской АЭС завершился планово-предупредительный ремонтМинэнерго США ожидает роста добычи нефти в Венесуэле до 3 млн б/с за 8-12 летКабмин продлил на 2026г условия социальной газификации для льготниковАналитики ждут профицит на рынке нефти в 2026гЭнергетики закончили восстанавливать электросети на Кубани после непогоды
Во вторник, 7 февраля, вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэнерго и Роснефти подготовить проект создания государственной нефтегазосервисной компании на базе сервисных активов Роснефти и Роснефтегаза. Появление на нефтесервисном рынке крупного универсального государственного игрока изменит расстановку сил в отрасли, где сейчас есть лишь несколько крупных российских компаний.
Еще 10-12 лет назад конкурентный рынок нефтесервиса в России не существовал. Большую часть работ выполняли дочерние сервисные подразделения ВИНКов, а слишком сложные для них проекты отдавались крупным иностранным компаниям, таким как Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes. Последние 5-6 лет нефтяные компании начали продавать свои нефтесервисные активы или выделять их в формально независимые компании. Например, крупнейшая российская независимая компания Eurasia Drilling Company — бывший сервисный актив Лукойла. ТНК-BP обменяла свои сервисные активы на 3,5% акций Weatherford, в марте 2011 года Газпром продал Бургаз за 4,05 млрд руб. структурам Аркадия Ротенберга, а Газпром нефть закончил распродажу сервисных активов совсем недавно — 23 января 2012 года.Основная причина выхода нефтяников из сервисных активов — неэффективность работы в рамках одной кТНК-BP обменяла свои сервисные активы на 3,5% акций Weatherford, в марте 2011 года Газпром продал Бургаз за 4,05 млрд руб. структурам Аркадия Ротенберга, а Газпром нефть закончил распродажу сервисных активов совсем недавно — 23 января 2012 года.
Основная причина выхода нефтяников из сервисных активов — неэффективность работы в рамках одной компании. Комплекс сервисных услуг включает множество различных направлений (разведка, бурение, производство и обслуживание оборудования, научно-исследовательские работы по увеличению нефтеотдачи и др.), поэтому ВИНКам приходится содержать десятки таких предприятий. Затраты на нефтесервис у компаний, пользующихся услугами внешних подрядчиков, в целом ниже — около $15 на тонну добытой нефти, а нефтяники, использующие собственные сервисные подразделения, тратят от $18 на тонну.
Поскольку большинство компаний распродавало сервисные активы поэтапно, не выделяя их в одну компанию, в отличие от Лукойла, одна из основных проблем российского нефтесервисного рынка на сегодняшний день — сильная фрагментированность: на рынке к 2011 году работают более 200 компаний. На рынке мало крупных российских независимых сервисных компаний, способных противостоять лидерам западного нефтесервисного рынка. Исключениями являются Eurasia Drilling Company и Интегра, но даже они по финансовой мощи и кадровым ресурсам не могут конкурировать с транснациональными корпорациями типа Schlumberger или Halliburton.
Создание государственной сервисной компании на базе активов Роснефти и Роснефтегаза — интересный шаг, но объединение компаний под давлением государства в конце концов приведет к монопольному рынку, что поставит под вопрос рентабельность многих проектов. Более логичной выглядит консолидация мелких компаний через поглощения их крупными игроками, пока на рынке не останется 8-10 корпораций, контролирующих 80-90% рынка. Последний пример такого роста продемонстрировала Интегра, которая с 2004 года совершила 20 сделок по слиянию и поглощению, объединив около 40 мелких и средних предприятий.
В результате Интегра стала самой диверсифицированной компанией на российском рынке. Интегра специализируется на бурении (и связанных с ним услугами — ремонт скважин, управление проектами и т.п.), технологических сервисах и геофизике (вторая компания в отрасли после Геотека). Тем не менее риск ухода Роснефти как крупного клиента велик для всех крупных российских независимых компаний. Выручка от заказов Роснефти 9% в 2011 году у Интегры (30% в 2009-м) и 26,2% у C.A.T. Oil. Даже традиционно зависимая от Лукойла EDC получает около 15% выручки от заказов Роснефти и 60% — от Лукойла.
Таким образом, не исключено, что появление государственной компании на базе Роснефти может ударить по российским нефтесервисным компаниям, даже если снижение доли иностранных компаний на рынке будет достигнуто.
По экспресс-оценке на основе P/E, Интегра наиболее сильно недооценена. С точки зрения перспектив развития отрасли все компании привлекательны для покупки. Скорее всего, выделение сервисных активов продолжится (отказывается от этого только Сургутнефтегаз), что даст дополнительные возможности для поглощений и увеличения заказов у крупных компаний.
Виталий Михальчук, аналитик Инвесткафе
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Chevron пообещала увеличить добычу нефти в Венесуэле в 1,5 раза
В течение 1,5-2 лет.
На ЭБ-2 Белорусской АЭС завершился планово-предупредительный ремонт
В рамках работ выполнена плановая замена части отработавшего ядерного топлива…
Минэнерго США ожидает роста добычи нефти в Венесуэле до 3 млн б/с за 8-12 лет
Об этом заявил министр энергетики США Крис Райт.
Кабмин продлил на 2026г условия социальной газификации для льготников
Всего на эти цели планируется направить из федерального бюджета 1…
Аналитики ждут профицит на рынке нефти в 2026г
Мировой рынок нефти в 2026г столкнется с профицитом от 0,3…
Энергетики закончили восстанавливать электросети на Кубани после непогоды
Всего без света в период массовых отключений находились более 108…