Новости энергетики 16+

Российская нефтянка: поле битвы — Ирак

В минувшее воскресенье, 15 января, стало известно, что в апрельском тендере на 12 лицензионных участков в Ираке собираются участвовать чуть ли не все крупнейшие российские нефтяные компании: Лукойл, ТНК-ВР, Роснефть, Башнефть, Газпром нефть — при поддержке зарубежных нефтяных гигантов, таких как ExxonMobil, PetroVietnam, Premier Oil и другие. Предлагаю оценить шансы каждого из участников тендера на выигрыш.

Башнефть еще в прошлом году прорабатывала варианты сотрудничества в зарубежных проектах в Ираке и во Вьетнаме. Но 12 января глава Башнефти Александр Корсик четко обозначил позицию компании по этому вопросу: Башнефть будет участвовать только в надежных и недорогих зарубежных проектах, поскольку не хочет брать на себя высокие риски и расходы. Напомню, что во Вьетнаме она собиралась бороться с ТНК-BP, Лукойлом, и Зарубежнефтью. В конце концов Лукойл решил ограничиться работой на блоке HT-02, который принадлежит ему на 50%, а Башнефть посчитала вьетнамские проекты недостаточно привлекательными с точки зрения затрат, рискованности и будущих доходов.

Учитывая интерес многих российских и зарубежных компаний к лицензионным участкам, иракские месторождения весьма перспективны, хотя точные данные о запасах пока не раскрываются. Фаворитами в борьбе за тамошние лицензионные блоки остаются более крупные нефтяные компании, готовые взять на себя значительную часть расходов и рисков. Башнефть, очевидно, не будет оператором проекта, а получит небольшую долю в СП с одним из иностранных партнеров — вьетнамской PetroVietnam или британской Premier Oil.

Шансы ТНК-BP на успех сильно зависят от позиции ее акционера BP, который не желает конкуренции со стороны дочерней компании за рубежом. BP после аварии в Мексиканском заливе продала своей «дочке» только активы невысокого качества в Венесуэле и Вьетнаме. Но в целом доля зарубежных проектов в портфеле ТНК-ВР приносит компании всего 4% общей добычи.

Среди остальных российских компаний хорошие шансы на победу в аукционе имеют Лукойл, Газпром нефть и Роснефть.

Лукойл уже разрабатывает месторождение Западная Курна-2 в Ираке и заинтересован в получении новых площадок для стабилизации падающей добычи. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 14 млрд баррелей, доказанные запасы — 83,7 млн барр. н. э. Начало добычи в Западной Курне-2 запланировано на 2013 год, а плановый объем добычи здесь к 2017 году — 90 млн тонн в год.

Газпром нефть тоже имеет опыт работы в Ираке, где разрабатывает крупное месторождение Бадра. Запасы месторождения оцениваются в 3 млрд баррелей, начало добычи запланировано на 2013 год. Плановая добыча к 2017 году достигнет 8,5 млн тонн в год.

Роснефть со стратегическим партнером ExxonMobil, как крупнейшие в мире нефтяные компании по добыче, способны представить очень выгодное предложение. Кроме того, у американской НК есть большой опыт работы в Ираке.

Победа в этом тендере станет для любой из российских компаний очень хорошей новостью. Наибольший позитив я ожидаю для акций Газпром нефти и Лукойла. Первой компании давно не хватает драйверов роста, а для достижения плана добычи в 100 млн тонн к 2020 году необходимы новые крупные месторождения. Лукойл в ушедшем году столкнулся с падением добычи на месторождениях Западной Сибири, и зарубежные проекты — один из способов преодолеть неудачи в этом сегменте.

На данный момент из упомянутых компаний интересны акции Роснефти в расчете на рост стоимости акций (целевая цена — 262,5 рубля, потенциал — 14%), и префы Башнефти с ТНК-ВР — с точки зрения дивидендов.

Виталий Михальчук, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх