Свежее
Нарушенное из-за непогоды электроснабжение восстановлено в ЧувашииРегиональные власти отменили инвестпрограммы Самарской сетевой компании по представлению прокуратурыУгледобывающие регионы предлагают сохранить соглашения с РЖД о вывозе угля на востокТрамп намерен отменить мораторий Байдена на выдачу новых лицензий на экспорт СПГК 2040г Япония планирует запустить СЭС мощностью в 20 ГВтСтоимость закупок российского СПГ для ЕС выросла на 150% за 3 года
Мировой танкерный рынок в 2009 году прошел испытание на прочность — в течение всего года продолжалось снижение мировой экономики, которое привело к падению спроса на нефть и, соответственно, на танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов. При этом в 2010 году будет наблюдаться стагнация рынка, а некоторое его восстановление возможно к четвертому кварталу, следует из опроса аналитиков, — пишет РИА «Новости».
Резкий спад
Снижение спроса на нефть в мире, включая низкий уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Европе, Японии и США, привело к тому, что рынок танкерных перевозок в 2009 году демонстрировал заметный спад — наблюдалась тенденция снижения как объемов перевозок, так и стоимости фрахта судов, отмечает аналитик по транспорту и инфраструктуре ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
По данным аналитика «Тройки Диалог» Кирилла Казанли, в 2009 году общий мировой объем танкерных перевозок нефти и упал примерно на 4,5%, спотовые ставки по основным типам судов упали на 60% и больше, при этом было введено порядка 48 миллионов нового dwt (дедвейт, полная грузоподъемность судна — прим.), что составило 28% от общемирового входа на начало года.
«По итогам 2009 года примерно 18% заказов от общего запланированного объема были либо аннулированы, либо отодвинуты на более поздний срок. Но ситуация на рынке была бы еще хуже, если весь объем заказов был бы выполнен», — продолжает Казанли.
Также из-за резкого снижения цен на нефть многие инвесторы использовали танкеры в качестве нефтехранилищ в расчете на то, что рост цен начнется в ближайшие сроки, добавляет Рожков. Однако в конце прошлого года, уточнил аналитик, количество танкеров, использующихся под хранение нефтепродуктов, сократилось в пользу их профильного использования.
Как отмечает аналитик «Тройки», в 2009 году наблюдалось снижение финансовых показателей у основных компаний — танкерных судовладельцев.
Судя по финансовым отчетностям крупнейших танкерных судовладельцев, сектор понес серьезные потери. В частности, из 13 компаний, которые уже опубликовали итоги своей деятельности в 2009 году, 6 показали отрицательную прибыль, например, Genmar, Torm, Maersk Tankers, Evronav, D’Amico, Concordia Maritime. Среднее падение значения EBITDA у этих 13 предприятий составило 42%, по тайм-чартерному эквиваленту (валовое поступление фрахта — прим.) — 25%.
Что касается выплаты дивидендов, то из 11 танкерных компаний восемь сократили выплаты от 2 до 10 раз или, как Torm, приняли решение вовсе не выплачивать дивиденды по результатам 2009 года.
Нерадостный 2010 год
«Исходя из оценки фрахтовых ставок в целом по танкерному рынку, можно сказать, что первый квартал этого года был неплохим. В том числе наблюдалось увеличение спотовых ставок по основным типам танкеров, в частности, примерно на 11% по сравнению с первым кварталом 2009 года повысились ставки по танкерам VLCC, на 17% — по Aframax, хотя, например, ставки по продуктовозам снизились от 9% до 32% в зависимости от размера, упали ставки и по Suezmax», — отмечает Казанли.
Однако, с начала второго квартала цены на фрахт уже начали снижаться в целом по рынку. Сейчас наблюдается некий объем незаполненных мощностей танкерного флота, низкий спрос на перевозку нефти, отмечает Рожков. Снижение спроса на перевозки, продолжает Казанли, связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, запустив сезонный ремонт, начинают переориентироваться на производство бензина, дизельного топлива.
«Второй-третий кварталы, как мы ожидаем, будут по-прежнему слабыми. Улучшение ситуации на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов возможно к четвертому кварталу в случае улучшения мировых макроэкономических показателей», — прогнозирует Казанли.
В целом же, в текущем году, как полагают аналитики, ставки фрахта по-прежнему будут находиться под давлением невысокого спроса на нефть и значительного портфеля судов-новостроев. Несколько увеличить танкерные перевозки может повышение квот и добычи нефти странами ОПЕК, добавляет аналитик из «Метрополя»,
«В целом 2010 год, думаю, будет лучше, чем в 2009-й, однако ситуация по-прежнему остается непростой — рынок, скорее всего, будет стагнирующим. Оживление прогнозируется только к концу 2010 года — началу 2011 года. Если текущий год многие компании также закончат с убытками, то в 2011 году они уже должны выйти на прибыльный уровень», — подытожил Казанли.
При этом, по оценке Рожкова, крупные танкерные компании будут себя чувствовать несколько лучше по сравнению с их средними и малыми конкурентами. «Если продолжится снижение цен на фрахт, то возможно кто-то из малых компаний, особенно отягощенных долговыми обязательствами, уйдет с рынка», — добавляет он.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Нарушенное из-за непогоды электроснабжение восстановлено в Чувашии
В ночь с 24 на 25 ноября из-за снегопада и…
Региональные власти отменили инвестпрограммы Самарской сетевой компании по представлению прокуратуры
В связи с выявленным превышением затрат на строительство и реконструкцию…
Угледобывающие регионы предлагают сохранить соглашения с РЖД о вывозе угля на восток
Восточный полигон играет стратегическую роль в обеспечении перевозок грузов, из…
Трамп намерен отменить мораторий Байдена на выдачу новых лицензий на экспорт СПГ
А также упростить процедуры выдачи разрешений на бурение на федеральных…
К 2040г Япония планирует запустить СЭС мощностью в 20 ГВт
На солнечных батареях нового поколения.
Стоимость закупок российского СПГ для ЕС выросла на 150% за 3 года
Доля России в импорте СПГ в ЕС в 3 кв…