Актуально
Минфин не обсуждает льготы для «Арктик-СПГ — 2»Минфин не ведет обсуждений по налоговым льготам для ТРИЗовМинфин РФ не обсуждает налоговые преференции для Газпрома по «Силе Сибири — 2»Цена бензина АИ-92 на бирже немного снизилась после рекордаРостехнадзор приостановил работы на одном из участков шахты «Листвяжная» в КузбассеСтоимость газа для Молдавии в этом отопительном сезоне сохранится на уровне 410 евро
Мировой танкерный рынок в 2009 году прошел испытание на прочность — в течение всего года продолжалось снижение мировой экономики, которое привело к падению спроса на нефть и, соответственно, на танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов. При этом в 2010 году будет наблюдаться стагнация рынка, а некоторое его восстановление возможно к четвертому кварталу, следует из опроса аналитиков, — пишет РИА «Новости».
Резкий спад
Снижение спроса на нефть в мире, включая низкий уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Европе, Японии и США, привело к тому, что рынок танкерных перевозок в 2009 году демонстрировал заметный спад — наблюдалась тенденция снижения как объемов перевозок, так и стоимости фрахта судов, отмечает аналитик по транспорту и инфраструктуре ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
По данным аналитика «Тройки Диалог» Кирилла Казанли, в 2009 году общий мировой объем танкерных перевозок нефти и упал примерно на 4,5%, спотовые ставки по основным типам судов упали на 60% и больше, при этом было введено порядка 48 миллионов нового dwt (дедвейт, полная грузоподъемность судна — прим.), что составило 28% от общемирового входа на начало года.
«По итогам 2009 года примерно 18% заказов от общего запланированного объема были либо аннулированы, либо отодвинуты на более поздний срок. Но ситуация на рынке была бы еще хуже, если весь объем заказов был бы выполнен», — продолжает Казанли.
Также из-за резкого снижения цен на нефть многие инвесторы использовали танкеры в качестве нефтехранилищ в расчете на то, что рост цен начнется в ближайшие сроки, добавляет Рожков. Однако в конце прошлого года, уточнил аналитик, количество танкеров, использующихся под хранение нефтепродуктов, сократилось в пользу их профильного использования.
Как отмечает аналитик «Тройки», в 2009 году наблюдалось снижение финансовых показателей у основных компаний — танкерных судовладельцев.
Судя по финансовым отчетностям крупнейших танкерных судовладельцев, сектор понес серьезные потери. В частности, из 13 компаний, которые уже опубликовали итоги своей деятельности в 2009 году, 6 показали отрицательную прибыль, например, Genmar, Torm, Maersk Tankers, Evronav, D’Amico, Concordia Maritime. Среднее падение значения EBITDA у этих 13 предприятий составило 42%, по тайм-чартерному эквиваленту (валовое поступление фрахта — прим.) — 25%.
Что касается выплаты дивидендов, то из 11 танкерных компаний восемь сократили выплаты от 2 до 10 раз или, как Torm, приняли решение вовсе не выплачивать дивиденды по результатам 2009 года.
Нерадостный 2010 год
«Исходя из оценки фрахтовых ставок в целом по танкерному рынку, можно сказать, что первый квартал этого года был неплохим. В том числе наблюдалось увеличение спотовых ставок по основным типам танкеров, в частности, примерно на 11% по сравнению с первым кварталом 2009 года повысились ставки по танкерам VLCC, на 17% — по Aframax, хотя, например, ставки по продуктовозам снизились от 9% до 32% в зависимости от размера, упали ставки и по Suezmax», — отмечает Казанли.
Однако, с начала второго квартала цены на фрахт уже начали снижаться в целом по рынку. Сейчас наблюдается некий объем незаполненных мощностей танкерного флота, низкий спрос на перевозку нефти, отмечает Рожков. Снижение спроса на перевозки, продолжает Казанли, связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, запустив сезонный ремонт, начинают переориентироваться на производство бензина, дизельного топлива.
«Второй-третий кварталы, как мы ожидаем, будут по-прежнему слабыми. Улучшение ситуации на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов возможно к четвертому кварталу в случае улучшения мировых макроэкономических показателей», — прогнозирует Казанли.
В целом же, в текущем году, как полагают аналитики, ставки фрахта по-прежнему будут находиться под давлением невысокого спроса на нефть и значительного портфеля судов-новостроев. Несколько увеличить танкерные перевозки может повышение квот и добычи нефти странами ОПЕК, добавляет аналитик из «Метрополя»,
«В целом 2010 год, думаю, будет лучше, чем в 2009-й, однако ситуация по-прежнему остается непростой — рынок, скорее всего, будет стагнирующим. Оживление прогнозируется только к концу 2010 года — началу 2011 года. Если текущий год многие компании также закончат с убытками, то в 2011 году они уже должны выйти на прибыльный уровень», — подытожил Казанли.
При этом, по оценке Рожкова, крупные танкерные компании будут себя чувствовать несколько лучше по сравнению с их средними и малыми конкурентами. «Если продолжится снижение цен на фрахт, то возможно кто-то из малых компаний, особенно отягощенных долговыми обязательствами, уйдет с рынка», — добавляет он.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минфин не обсуждает льготы для «Арктик-СПГ — 2»
Об этом заявил журналистам замминистра финансов России Алексей Сазанов.
Минфин не ведет обсуждений по налоговым льготам для ТРИЗов
Заявил журналистам замминистра финансов России Алексей Сазанов.
Минфин РФ не обсуждает налоговые преференции для Газпрома по «Силе Сибири — 2»
Заявил журналистам замминистра финансов России Алексей Сазанов.
Цена бензина АИ-92 на бирже немного снизилась после рекорда
Бензин АИ-92 подешевел на 0,06% — до 73,164 тыс руб…
Ростехнадзор приостановил работы на одном из участков шахты «Листвяжная» в Кузбассе
Из-за превышения фоновых значений пожарных газов.
Стоимость газа для Молдавии в этом отопительном сезоне сохранится на уровне 410 евро
С 1 октября 2025г до 30 сентября 2026г уже законтрактовано…