Несмотря на падение котировок авиакеросина на мировых биржах, в России он продолжает дорожать. В ближайшие дни в 20 аэропортах цены на топливо вырастут на 1,5-9%. Всего с начала года керосин подорожал почти на 40%. Удорожание топлива проходит на фоне его дефицита — общий недостаток авиакеросина по рынку оценивается в 10-15%. Проблему могло бы снять выделение из Росрезерва обещанных правительством 180 тыс. тонн топлива, но решение об этом пока не принято, пишет «Коммерсантъ».
Авиакеросин в российских аэропортах продолжает дорожать. В московском авиационном узле (МАУ) речь идет о незначительном росте цен (на 1,5-1,8%, до 33,5-34,5 тыс. руб., с учетом услуги заправки «в крыло» и НДС), в регионах керосин дорожает гораздо сильнее. Так, по данным «Аэрофьюэлз-групп», в красноярском Емельяново в ближайшие дни топливо подорожает на 8%, до 31,03 тыс. руб. за тонну, в Нижневартовске — на 9%, до 30,68 тыс. руб. за тонну. Топливозаправочные комплексы (ТЗК) аэропортов Челябинска, Перми, Нижнего Новгорода будут продавать керосин на 4,6-4,8% дороже.
При этом на мировых рынках стоимость авиационного керосина падает. Соответствующий индекс Platts (на условиях доставки топлива в порты Амстердама, Роттердама или Антверпена) снизился за последний месяц на 8%, до €959,25. Эксперты прогнозируют, что тенденция снижения мировых цен сохранится.
Но на российском рынке они ждут обратной ситуации. По словам Павла Строкова из ИАЦ «Кортес», рост стоимости авиакеросина в России может продолжиться из-за его дефицита. Только по МАУ он оценивается в 30-50 тыс. тонн, или 10-15% месячного потребления. Именно такие объемы авиакеросина продавались через биржу. «В 2010 году это был самый хорошо торгуемый нефтепродукт на бирже,— объясняет господин Строков,— но в настоящий момент предложений по авиакеросину на Санкт-Петербургской межрегиональной бирже нефтегазового комплекса просто нет». По данным эксперта, в период с 26 по 30 сентября было предложено лишь 14 тыс. тонн керосина при спросе 263 тыс. тонн. 3-7 октября спрос составил 305 тыс. тонн при предложении всего 30 тыс. тонн.
Глава «Аэрофьюэлз-групп» Владимир Спиридонов объясняет, что дефицит авиакеросина перешел с сентября на октябрь. Господин Спиридонов затрудняется назвать объективные причины, почему керосин не вырабатывается нефтяниками в достаточных количествах. «Это один из самых рентабельных нефтепродуктов, поскольку к нему не применяется акциз»,— недоумевает глава «Аэрофьюэлз-групп».
Источник в одной из крупнейших нефтяных компаний связывает дефицит авиакеросина с закрытием на профилактику ряда нефтеперерабатывающих заводов и увеличением выпуска дизельного топлива. По его словам, авиакеросин идет в первую очередь на выполнение прямых контрактов (с «Аэрофлотом» и «Трансаэро»), а уже потом на ТЗК аэропортов для обеспечения потребностей более мелких российских игроков. По оценкам эксперта, около 20% потребностей авиакеросина восполняется в последнюю очередь, что и вызывает нервную реакцию на рынке.
Информацию о том, что авиакеросина им достаточно, подтверждают в «Аэрофлоте». «До конца года компания на 100% обеспечена им»,— написал в пятницу в своем Twitter генеральный директор перевозчика Виталий Савельев. Проблем с топливом не испытывают и в «Трансаэро».
Другие игроки, говорит источник, могут столкнуться с дефицитом уже в ближайшее время. «Отрасль фактически перешла на ручное управление, и распределение авиакеросина на ТЗК осуществляется через запросы их владельцев к первым лицам крупных нефтяных игроков».
«Даже информация о начале отгрузки топлива из Росрезерва спровоцировала бы позитивную реакцию на рынке»,— считает собеседник. Правительство обещало выделить около 180 тыс. тонн авиакеросина еще в сентябре, но решение, по словам источника, «затерялось в высоких кабинетах».
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.