Свежее
Нарушенное из-за непогоды электроснабжение восстановили в Орловской областиБолее 48 тыс человек остаются без света в Смоленской области из-за непогодыРоссети Центр и Россети Центр и Приволжье задействуют дополнительные силы для ликвидации последствий 2-х волн циклонаРФ и Белоруссия продлят соглашение об урегулировании сотрудничества в нефтяной отраслиГазпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42 млн куб мВ Тульской области восстановили подачу электричества в дома 11,5 тыс жителей
Минэнерго предлагает ОАО «Роснефтегаз», акционеру «Роснефти», купить НПЗ для независимых производителей нефти. В Минэнерго рассчитывают, что возврат на рынок «давальцев» усилит конкуренцию и понизит оптовые цены на нефтепродукты. Источники полагают, что наиболее вероятным претендентом на продажу «Роснефтегазу» является «Орскнефтеоргсинтез», принадлежащий «Русснефти». Выделение из «Роснефти» НПЗ с передачей его «Роснефтегазу» было бы гораздо более дешевым мероприятием — впрочем, по мнению аналитиков, ни квазинезависимый, ни даже реально независимый НПЗ погоды на рынке топлива сделать не в состоянии, пишет «Коммерсантъ».
Минэнерго направило в Минэкономики предложения по формированию независимого процессинга на базе ОАО «Роснефтегаз». В письме от 23 мая, подписанном замминистра энергетики Сергеем Кудряшовым, отмечается, что российский рынок нефтепродуктов является олигопольным, отсутствие конкуренции приводит к росту маржи переработки, а у НПЗ отсутствуют стимулы к повышению эффективности. По мнению Минэнерго, это стало одной из причин напряженности с бензином в ряде регионов. В качестве решения проблемы Минэнерго предлагает поручить совету директоров ОАО «Роснефтегаз» «рассмотреть вопрос о покупке НПЗ в европейской части России с высоким процентом отбора светлых нефтепродуктов», мощностью более 6 млн тонн в год и имеющего возможность производить топливо в соответствии с действующим техрегламентом (не ниже «Евро-3»).
Мощности этого НПЗ должны быть предоставлены исключительно независимым давальческим структурам (которые оплачивают НПЗ только переработку своей нефти и забирают нефтепродукты), доля каждого из которых не должна превышать 10%. При этом рентабельность самого НПЗ должна быть ограничена на уровне 10-15%. В Минэкономики заявили, что предложение о выделении НПЗ для независимых «давальцев» исходило от Минэкономики и было сформулировано на заседании правительственной комиссии по ТЭКу, прошедшем 5 мая. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной выразили удивление, что Минэнерго поддержало эти предложения — первоначально оно выступало против.
Напомним, что до 2008 года значительное количество независимой «давальческой» нефти перерабатывалось на предприятиях башкирского ТЭКа, так как перерабатывающие мощности «Башнефти» почти втрое превышали ее добычу. Конкурируя друг с другом, «уфимские давальцы» формировали рыночную цену и на нефть, и на нефтепродукты. Со сменой владельцев башкирских НПЗ давальческая схема нефтепереработки была разрушена. В 2008 году вопрос о строительстве нового НПЗ для мелких независимых производителей нефти обсуждался на уровне вице-премьера Игоря Сечина, однако из-за начавшегося финансового кризиса был отложен. На прошлой неделе Игорь Сечин, пока еще сохраняющий пост председателя совета директоров «Роснефтегаза», заявил: вопрос о создании независимого нефтепереработчика вновь актуален. Как уточнили источники в правительстве, в связи с тем что нефтеперерабатывающих мощностей в стране достаточно, а генсхема развития нефтяной отрасли предполагает даже сокращение неэффективной нефтепереработки, от строительства нового НПЗ решили отказаться в пользу выделения независимым участникам рынка одного из имеющихся заводов.
Напомним, «Роснефтегаз» владеет контрольным пакетом акций «Роснефти», и выделение из нее любого НПЗ в обмен на некрупный пакет акций внутри группы было бы самым дешевым вариантом, если правительство считает независимость НПЗ решением проблемы. Основным источником прибыли «Роснефтегаза» являются дивиденды «Роснефти» — очевидно, любой купленный им НПЗ так или иначе попадет в орбиту дочерней компании. Формальным признакам, изложенным в письме Минэнерго, удовлетворяют несколько заводов, в том числе ОАО ТАИФ-НК, ОАО «Уфимский НПЗ», ЗАО «Рязанская НПК». Однако наиболее вероятным претендентом на продажу «Роснефтегазу» является ОАО «Орскнефтеоргсинтез», принадлежащее «Русснефти». В самой «Русснефти» эту информацию опровергают: «никаких предложений о продаже завода компании не поступало». Тем не менее, по словам источников на рынке, это единственный НПЗ, выставленный на продажу. При этом Орский НПЗ не совсем удовлетворяет требованиям Минэнерго — его мощность менее 6 млн тонн в год, да и переход на выпуск топлива класса «Евро-3» потребует дорогостоящей модернизации.
По оценке аналитика «ИФД-Капитала» Виталия Крюкова, исходя из внебиржевых торгов бумаг «Орскнефтеоргсинтеза» в РТС, завод сейчас оценивается более чем в $100 млн, но цена сделки может составить примерно $300-400 млн (из расчета около $70-80 за тонну перерабатывающей мощности). «Но это в любом случае меньше, чем если бы НПЗ строился с нуля — в таком случае речь идет о $300-400 за тонну»,— отмечает собеседник. По его словам, для «Русснефти», которая уже продала принадлежащие ей АЗС и концентрируется на инвестициях в добычу, это также логичная сделка: нет необходимости вкладывать в модернизацию, которая явно потребуется из-за повышения налоговых ставок на низкокачественную переработку нефти (она сейчас и осуществляется на НПЗ). Директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков также полагает, что покупка Орского НПЗ для передачи его независимым участникам рынка «не исключена», так как АФК «Система» покупала «Русснефть» в основном ради ее добычи и сбыта. Устаревший Орский НПЗ ей не нужен — свою нефть она сможет переработать на уфимских заводах.
«Если говорить о биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, то, конечно, нужен независимый завод»,— заявила глава Ассоциации малых нефтяных компаний «АССО Нефть» Елена Корзун. По ее словам, в ассоциации этот проект разрабатывается с 2008 года, когда стоял вопрос о строительстве нового НПЗ для независимых производителей нефти: «Мы выбирали площадку, чтобы решить логистическую проблему: малые компании очень разбросаны. Как альтернатива рассматривался также вопрос о квоте для малых компаний на действующих заводах, но дефицитных заводов у нас нет — почти все НПЗ ВИНК загружены собственной нефтью». При этом в «АССО-Нефть» напомнили, что строительство НПЗ для независимых участников рынка было призвано решить проблему ограничения их доступа к внутреннему рынку. Обсуждался также вариант создания пула малых компаний, которые владели бы акциями нового НПЗ в Татарии. Как отметили в «АССО-Нефть», сейчас проблема доступа независимых производителей на внутренний рынок стала менее актуальна: существенно сократилось количество независимых производителей нефти, и сегодня они, вместе взятые, просто не смогут загрузить специально выделенный для них НПЗ.
«Главный вопрос: под чью нефть создавать этот завод? Сектор малых компаний резко сократился»,— отмечает госпожа Корзун. Павел Строков из компании «Кортес» также полагает, что идея выделения спецНПЗ для независимых производителей «искусственная», а эффекты — «теоретические». К увеличению количества нефтепродуктов на рынке она не приведет, а значит, и на ситуацию с ценами на нефтепродукты сильно не повлияет.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Нарушенное из-за непогоды электроснабжение восстановили в Орловской области
Электроснабжение было нарушено в 292 населенных пунктах региона.
Более 48 тыс человек остаются без света в Смоленской области из-за непогоды
Энергетики работают круглосуточно. Работы осложняются многочисленными обрывами проводов и завалами…
Россети Центр и Россети Центр и Приволжье задействуют дополнительные силы для ликвидации последствий 2-х волн циклона
Бригады продолжают работать круглосуточно, учитывая прогнозируемую третью волну циклона.
Газпром подает газ Европе через ГИС «Суджа» в объеме 42 млн куб м
Накануне объем прокачки составил 42,4 млн куб м.
В Тульской области восстановили подачу электричества в дома 11,5 тыс жителей
Работы по восстановлению энергоснабжения ведутся без остановки.