ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Бензин выгодней продавать странам АТР

Согласно проекту генсхемы развития нефтяной отрасли до 2020 года в ближайшие десять лет изменится структура производства нефтепродуктов российскими НПЗ, а также направления экспорта топлива. Это приведет к перепрофилированию перевалочных мощностей. В выигрышной ситуации окажутся производители, стремящиеся закрепиться на азиатском рынке нефтепродуктов. К таковым относится пока только «Роснефть», пишет РБК daily.

Генсхема содержит два сценария прогноза внутреннего потребления нефтепродуктов до 2020 года в зависимости от темпов повышения энергоэффективности российской экономики. Согласно первому потребление нефтепродуктов в России будет увеличиваться относительно медленными темпами (примерно на 0,7% в год) и составит в 2020 году 92 млн т. Второй сценарий предполагает активный рост — 2,8% в год и потребление 110 млн т нефтепродуктов через десять лет.

Разработчики документа указывают на изменение в структуре потребления нефтепродуктов в стране (см. таблицу). Спрос на дизельное топливо по мере развития грузовых автомобильных перевозок к 2020 году вырастет до 42—45 млн т. Такая же тенденция за счет расширения автопарка в стране и роста пассажиро­оборота на авиатранспорте будет наблюдаться по бензину (35—41 млн т) и керосину (7—11 млн т). Одновременно в связи с масштабной программой модернизации российских НПЗ, а также выравниванием пошлин на темные и светлые нефтепродукты ожидается спад потребления в стране мазута с 15 млн т в 2010 году до 8—13 млн т в 2020 году.

Дальнейшее сокращение мирового спроса на мазут может «привести к изменению структуры российского нефтепродуктового экспорта и перепрофилированию перевалочных мощностей», указано в генсхеме. Так, например, новый терминал в Усть-Луге должен обеспечить перевалку не только мазута, но и других нефтепродуктов, чтобы сохранить свою загрузку и поддержать экономические показатели.

Согласно генсхеме на модернизацию НПЗ с целью увеличения глубины переработки нефти и повышение качества топлива потребуется порядка 870 млрд руб. Так, например, «Роснефть» до 2015 года на реконструкцию и модернизацию своих НПЗ потратит более 340 млрд руб., ЛУКОЙЛ — около 2,5 млрд долл. ежегодно начиная с 2013 года.

Самыми перспективными направлениями экспорта российских нефтепродуктов станут Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Северная Америка. «В этих условиях выигрышной стратегией для российских компаний, стремящихся закрепиться на рынке АТР, может стать создание вместе с местными компаниями совместных предприятий для строительства перерабатывающих мощностей и развитие собственной сбытовой сети», — заключают авторы документа.

По словам директора по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павла Строкова, на российском рынке сейчас наблюдается баланс спроса и предложения на бензин. Однако к 2015 году ситуация изменится и наступит его профицит, а производителям придется либо снижать стоимость продукции, на что они не пойдут, либо искать рынки сбыта. «Европейский нефтепродуктовый рынок достаточно стабилен, и какого-то качественного рывка ожидать не стоит. К тому же европейцы пытаются уйти от энергетической зависимости в сторону потребления биотоплива. Противоположная ситуация в странах Востока — Индии, Китае, Пакистане, где темпы потребления топлива будут увеличиваться», — говорит эксперт. Однако азиатский рынок нефтепродуктов с жесткой конкуренцией «покорился» пока только «Роснефти». Компания построит с китайской CNPC НПЗ и сеть АЗС в Китае, а в Приморском крае — нефтеперерабатывающий комплекс мощностью 5,5 млн т.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх