Свежее
ДРСК ввела режим повышенной готовности в Приамурье, Приморском, Хабаровском краях и ЕАОВ месторождения нефти в Казахстане инвестируют $21 млрд для добычи свыше 100 млн тДобыча нефти в Казахстане в 2024г снизится и составит 88,4 млн тВ Ноябрьске автомойка и 2 нефтесервисных предприятия заплатили 12 млн руб за бездоговорное пользование водойТекущие ремонты завершены на ЭБ-7 и ЭБ-8 Сургутской ГРЭС-2На ПС 220 кВ Призейская в Приамурье установлен дугогосящий реактор
Стремительное развитие энергорынка «убивает» оборудование электростанций. Рынок не адаптирован к техническому состоянию энергоблоков, а это серьезная угроза безопасности, считает главный инженер Филиала ОАО «ОГК-3» «Костромская ГРЭС» Валерий Светушков.
Каковы, на Ваш взгляд, основные предпосылки возникновения внештатных ситуаций и аварийных остановов на ГЭС и ТЭС?
В. С.: Основной причиной внештатных и аварийных ситуаций на электростанциях является фактическое состояние оборудования. К сожалению, мы не можем остановить время: энергооборудование стареет и требует к себе все большего внимания. Не секрет, что на большинстве российских электростанций оно выработало парковый ресурс и находится на его продлении. На Костромской ГРЭС, которой в этом году исполнилось 40 лет, своевременно проводятся планово-предупредительные ремонты. Предприятие, которое ими занимается, я считаю, успешно решает поставленные перед ним задачи, однако аварийные отключения генерирующего оборудования из-за технологических нарушений иногда случаются. Технарушения из года в год происходят на однотипном оборудовании – турбинном, котельном, электротехническом. Как правило, ежегодно бывают 2-3 аварийных отключения по котлу, 2-3 – по турбине, 2-3 – по электротехническому оборудованию. Чтобы уменьшить количество внештатных ситуаций, необходимо вкладывать средства в замену существующего оборудования и поддержание ремонтной базы, что предполагает сохранение и обучение ремонтного персонала, обеспечение его ремонтной оснасткой и современным диагностическим оборудованием.
Какие нормативно-технические документы, разработанные еще в РАО ЕЭС и касающиеся безопасности электростанций, на Ваш взгляд, утратили актуальность и требуют пересмотра?
В. С.: Слава Богу, что есть хотя бы документы РАО ЕЭС, которые содержат хоть какие-то нормативно-технические требования по безопасности электростанций, которые мы обязаны соблюдать, потому что новые документы или не разрабатываются, или не утверждаются. Конечно, имеющаяся документация не совсем «в духе времени», но обеспечить безопасность электростанций без регламентирующих документов нельзя. Нужно ли обновлять старую документацию? Да, нужно. Сегодня очень быстрыми темпами развивается нормативная база по энергорынку, но, к сожалению, она совсем не соотносится с технической нормативной базой. Развитие энергорынка идет вперед «семимильными шагами» и такими же «семимильными шагами» приводит наше оборудование в неработоспособное состояние, то есть рынок совершенно не адаптирован к техническому состоянию энергооборудования. Любой технический руководитель, прежде чем принять какое-то техническое решение, сегодня вынужден рассматривать варианты ситуаций, которые в связи с этим могут сложиться на рынке. Я понимаю, что наше благосостояние зависит от количества заработанных денег, что часть их идет на ремонт и модернизацию энергетического оборудования, но как технический руководитель не могу согласиться с таким положением дел, поскольку оно не лучшим образом сказывается на безопасности электростанций.
Какие технические и организационные мероприятия, на Ваш взгляд, будут способствовать безопасной эксплуатации электростанций в наибольшей степени?
В. С.: Я считаю, что энергорынок должен отслеживать ситуацию по техническому состоянию генерирующих мощностей. В свое время очень авторитетные научные и наладочные организации (ОРГРЭС, ВТИ, ЦКТИ и др.) проводили серьезные исследования энергооборудования разных станций, проводили его наладку, и вот сейчас делаются попытки без всякого учета этих наработок загружать станции в зависимости от того, что диктует рынок. Предаются забвению научные разработки, в том числе касающееся ограничений, данных на оборудование, которое должно работать в определенных режимах; методики, предписывающие более щадящее отношение к нему. Мы сегодня вынужденно, в угоду рынку, а не надежности, эксплуатируем далеко не новое оборудование, а к чему это приводит, можно увидеть на живых примерах, в частности, том, который послужил толчком к началу этого разговора.
Насколько велика роль ремонтных предприятий в обеспечении надежного функционирования ТЭС и ГЭС?
В. С.: От ремонтов зависит многое. Выполнять ремонты может как внутренний подрядчик, так и внешний. Все зависит от конкретной станции и конкретной ремонтной организации, которая оказывает услуги. Если ремонтом оборудования занимается внешняя подрядная организация, то желательно договоры с ней заключать не на один год, а на более длительный срок, чтобы сфера ответственности не была размыта этим годом, а продолжалась какое-то длительное время. Хотел бы остановиться еще на одном моменте. В последнее время не только в энергетике, а и в целом по стране все регламенты предписывают, в случае внештатной ситуации, в первую очередь, доложить о ней всем по утвержденному списку, а уж потом принимать решение. Например, во время последнего инцидента, который произошел на нашей ГРЭС, начальник смены станции 30 минут звонил тем, кому обязан был сообщить о произошедшем, а не занимался устранением последствий инцидента. Конечно, сообщить о случившемся нужно – в первую очередь, тем, кто участвует в ликвидации инцидента, то есть главному инженеру и в вышестоящее диспетчерское управление, все остальные, как правило, только принимают информацию и транслируют ее дальше: никаких действий они не предпринимают. Считаю, сказанное имеет непосредственное отношение к теме нашего разговора о безопасности электростанций.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
ДРСК ввела режим повышенной готовности в Приамурье, Приморском, Хабаровском краях и ЕАО
На всех территориях ожидается ухудшение погоды с 25 по 28…
В месторождения нефти в Казахстане инвестируют $21 млрд для добычи свыше 100 млн т
По прогнозам с 2026г ежегодные показатели добычи нефти ожидаются в…
Добыча нефти в Казахстане в 2024г снизится и составит 88,4 млн т
По итогам 10 мес объем добычи нефти составил 73,5 млн…
В Ноябрьске автомойка и 2 нефтесервисных предприятия заплатили 12 млн руб за бездоговорное пользование водой
Промышленники заплатили почти по 6 млн руб, автомойка – порядка…
Текущие ремонты завершены на ЭБ-7 и ЭБ-8 Сургутской ГРЭС-2
На ЭБ-8 проведена бороскопическая инспекция газовой турбины 9FA, в ходе…
На ПС 220 кВ Призейская в Приамурье установлен дугогосящий реактор
Оборудование позволяет минимизировать последствия технологических нарушений в сети 35 кВ.