Статистика нефтяной отрасли в очередной раз поставила в тупик, пишут эксперты Института развития технологий ТЭК, миллионы тонн нефти и нефтепродуктов исчезают в неведомом направлении. Об этом свидетельствуют данные ЦДУ Минэнерго о балансе сырья на мини-НПЗ «Роснефти». Анализ подводит к гипотезе, что эти «самовары» извлекают из нефти нужные компоненты, а отходы и нерентабельные для экспорта продукты закачивают обратно в магистральную трубу.
Таинственные «прочие нефтепродукты»
По данным, представленным ПАО «Роснефть» в Минэнерго (см. Приложение), за 2018 год через мини-НПЗ госкомпании прошло 2091,4 тыс тонн нефти. Выход нефтепродуктов составил 2039,6 тыс тонн. Разница − более 50 тыс. тонн. Это 1 тыс. железнодорожных цистерн, 12 железнодорожных составов. Безвозвратно исчезнувшие на мини-НПЗ «Роснефти» 2,4% сырья − это в 3 раза больше, чем в среднем по отрасли, и в 6 раз больше, чем среднемировой показатель.
Для каждого отдельного мини-НПЗ данные по выпуску нефтепродуктов рисуют странную картину. Например, «Нижневартовское НПО», начиная с 2013 года практически не выпускает мазут, хотя во времени ТНК-ВР мазут составлял две трети продукции НПЗ, а используемые на предприятии технологии с тех пор принципиально не изменились.
Стрежевой НПЗ последние пять лет вообще не производит ни дизель, ни авиакеросин, ни прямогонный бензин, выгоняя примерно 25% автобензина и 75% «прочих нефтепродуктов».
В статистике «Пурнефтепереработки», напротив, присутствует почти вся номенклатура нефтепродуктов, за исключением авиакеросина, который неизбежно получается в последовательной линейке продуктов нефтеперегонки.
Красноленинский мини-НПЗ сумел не выпустить автобензин и мазут. Автобензин еще можно с чем-то смешать, но на «прочие нефтепродукты», куда обычно включают мазут и тяжелые фракции переработки, у завода приходится 0,8% продукции. Получить в процессе переработки 99,2% светлых нефтепродуктов − такое даже не снилось никому из зарубежных нефтепереработчиков.
Предельная технологическая глубина переработки роснефтевых самоваров − максимум 40%. При такой глубине переработки и применяемых технологиях получить официально декларируемый выход нефтепродуктов, мягко говоря, сомнительно.
Две самых загадочных «дочки» госкомпании: «Ванкорнефть» и «Северная нефть», которые не производят ничего, кроме дизеля и «прочих нефтепродуктов». При этом если у «Ванкорнефти» дизель и «прочие нефтепродукты» занимают примерно по половине выпуска, то у «Северной нефти» прочие нефтепродукты составляют 78% выпуска.
Что под этими «прочими нефтепродуктами» подразумевается, непонятно. Можно предположить, что мазут. Можно даже представить, что его в районе Крайнего Севера используют как топливо, хотя при нынешнем развитии технологий гораздо эффективнее использовать другие виды топлива, и уж тем более не имеет смысл содержать для этого целые НПЗ.
Данные «Роснефти» по своим мини-НПЗ оставляют много вопросов. Куда исчезает 2,4% первоначального сырья? Куда уплывают с заводов мазут, бензин, дизельное топливо? Почему дырявая статистика миниНПЗ до сих пор не привлекла внимания ни одного профильного органа?
Попытка ответить на вопросы и глубже разобраться в загадочных цифрах отчетности приносит еще больше открытий.
Куда исчезает мазут
Возьмем данные по одному заводу − «Нижневартовскому НПО» − и сравним статистику ЦДУ ТЭК с местной статистикой РЖД.
«Нижневартовское НПО» в 2018 году получило 1579,4 тыс. тонн нефти и выпустило 1545,6 тыс. тонн нефтепродуктов.
РЖД, которое занимается вывозом нефтепродуктов с данного мини-НПЗ, приводит другой суммарный объем вывезенного сырья − 674,6 тыс. тонн. Иных путей вывоза нефтепродуктов из Нижневартовска, кроме железной дороги, не существует.
Структура нефтепродуктов мини-НПЗ «Нижневартовское НПО» в 2018 году, тыс. тонн
Данные ЦДУ ТЭК
При этом странное расхождение данных минизаводов и РЖД на 871 тыс. тонн имеет место одновременно с не менее странной структурой вывезенных РЖД нефтепродуктов.
Поставка по ж/д нефтепродуктов с мини-НПЗ ООО «Нижневартовское НПО» за 2018 год
Источник: ПК «Семафор»
На официальном сайте «Роснефти» никаких данных о «Нижневартовском НПО» не приводится, собственного сайта НПЗ не имеет. Когда предприятие принадлежало ТНК-ВР, оно производило ежемесячно около 60 тыс. тонн автомобильных бензинов, 30 тыс. тонн дизельного топлива и 12 тыс. тонн авиационного керосина. Всего около 1400 тысячи тонн (включая мазут и проч.) в год, что примерно соответствует годовой статистике ЦДУ ТЭК.
Однозначно объяснить, каким образом в номенклатуре отгрузки по РЖД не оказалось бензина и мазута, невозможно. Если какая-то часть бензина и могла быть отгружена автотранспортом местным потребителям (очень незначительная, учитывая специфику района), то мазут точно не мог найти сбыта в регионе.
Можно предположить единственное реалистичное объяснение исчезновению мазута и бензина в продукции «Нижневартовского НПО» − закачка обратно в нефтепровод нерентабельных для экспорта (мазута) и невозможных для реализации (прямогонный бензин низкого качества) остатков производственного процесса.
Когда-то строительство мини-НПЗ объяснялось потребностью снабжать топливом потребителей в удаленных регионах. Иначе смысла в их существовании нет, так как крупные НПЗ (свыше 12 млн тонн в год) могут обеспечить гораздо более глубокую переработку нефти при гораздо более выгодной экономике процесса. Эту очевидную даже неспециалисту ситуацию топ-менеджеры государственной «Роснефти» игнорируют: большая часть нефтепродуктов мини-НПЗ в Нижневартовске идет не российским потребителям в других регионах, а – прямо на экспорт.
Из произведенных в Нижневартовске 563,6 тыс. тонн дизеля в России, согласно данным РЖД, было реализовано 5,8 тыс. тонн (1%), остальное топливо было отправлено на экспорт, например, только в Италию, Нидерланды и Монголию по железной дороге ушла половина — 49,6% дизеля. Остальные 268,3 тыс. тонн уехали в страны СНГ.
Расхождение цифр производства нефтепродуктов и их вывоза по ж/д приводит к предположению: около 850 тыс. тонн прямогонного бензина было закачано обратно в магистральный нефтепровод, испортив изначально качественное сырье. Этот «финт» может объяснить и экономику предприятия, при которой дизель с берега Оби выгодно отправлять за 4,1 тыс. км в Нидерланды.
12-й параметр и далее
Ситуация с необъяснимыми данными по балансу сырья и выходу нефтепродуктов имеет место на всех мини-НПЗ госкомпании. Экстраполируя расхождение данных ЦДУ ТЭК только по «Нижневартовскому НПО» на общий объем производства роснефтевых «малышей», получаем, что примерно 55% продуктов нефтепереработки, около 1120 тыс. тонн, предположительно закачивается обратно в трубу. Результат – ухудшение качества нефти и претензии потребителей.
Версию закачки на малых НПЗ отходов и всего ненужного обратно в трубу под видом нефти подтверждает и то, что в последнее время количество жалоб на некачественное сырье со стороны НПЗ растет в геометрической прогрессии. На НПЗ в Германии при химанализе нефти местных специалистов поражает присутствие следов продуктов нефтепереработки.
При этом у государства нет практически никаких механизмов, чтобы поставить заслон ухудшению качества нефти в магистральных нефтепроводах путем махинаций с обратной закачкой. «Транснефть» − главный эксплуатант нефтяных магистралей – «растянулась в шпагате», пытаясь перекрыть доступ некачественному сырью на независимых пунктах сдачи-приема нефти. Такая же история с неподконтрольными «Транснефти» узлами учета сырья на малых НПЗ − компания не может контролировать закачку мазута обратно в трубу. На сегодня таких механизмов просто не предусмотрено.
До недавнего времени качество сырья на входе проверяли по 10 параметрам. После недавнего инцидента с хлорорганикой стало 11. Сложно представить, что должно случиться, чтобы в регламенты добавили двенадцатый – на мазут. Забастовка НПЗ с отказом принимать сырье с определенным содержанием мазута?
После изучения статистики мини-НПЗ увеличение количества параметров до 12 выглядит уже не столько фантастически. А там, возможно, понадобится контроль и других параметров, чтобы остановить любителей поживиться за счет государства и других участников отрасли.
Как исправить ситуацию
История с «Нижневартовским НПО» в 2018 году − не первый случай необъяснимого расхождения данных транспортных компаний и официальной статистики «Роснефти». По расчетам гендиректора группы компаний «Метапроцесс» Кирилла Лятса, в 2017 году «Роснефть» добыла, согласно собственным данным, на 3 млн тонн нефти больше, чем было транспортировано по системам «Транснефти» и РЖД. Лятс тогда рассказывал о «необъяснимых технологических» потерях на месторождениях компании, что обошлось российскому бюджету в 37 млрд рублей.
Приведенные факты объясняют, почему «Роснефть» последовательно выступает против принятия закона о контроле качества сырья, принимаемого в систему магистральных нефтепроводов. Добавим, что всем нефтяникам известно о широком использовании на предприятиях холдинга хлорорганики при добыче высокосернистой нефти (более 3%), которой ежегодно сдается в систему магистральных трубопроводов в объеме более 20 млн тонн в год.
При жестком подходе к качеству принимаемой нефти самовары Сечина банально не смогут функционировать.
«Чудеса» с номенклатурой нефтепродуктов имеют место не только в самой крупной российской НК. Рейтер сообщил, например, что в 2017 году входящий в «Новый поток» Марийский НПЗ переработал за январь-сентябрь, согласно данным ЦДУ ТЭК, 1,1 миллиона тонн нефти. Но вместо топочного мазута и ВГО экспортировал 0,5 млн темных нефтепродуктов по беспошлинному коду 2707-9999-00, который не контролируется ЦДУ.
Совладелец «Нового потока» Дмитрий Мазуров, сообщают СМИ, совместно с подельниками в течение трех лет вывозил дизель за рубеж по контрабандной схеме, как печное топливо. Прибыль оседала у иностранных трейдеров.
P.S. На днях Дмитрий Мазуров отправился на два месяца в СИЗО, а Игорь Сечин попросил правительство о налоговых льготах на 2,6 трлн рублей для Арктики и 460 млрд рублей для Приобского месторождения.
Приложение
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.