Новости энергетики 16+

Нужно взять, ненужное слить

Статистика нефтяной отрасли в очередной раз поставила в тупик, пишут эксперты Института развития технологий ТЭК, миллионы тонн нефти и нефтепродуктов исчезают в неведомом направлении. Об этом свидетельствуют данные ЦДУ Минэнерго о балансе сырья на мини-НПЗ «Роснефти». Анализ подводит к гипотезе, что эти «самовары» извлекают из нефти нужные компоненты, а отходы и нерентабельные для экспорта продукты закачивают обратно в магистральную трубу.

Таинственные «прочие нефтепродукты»

По данным, представленным ПАО «Роснефть» в Минэнерго (см. Приложение), за 2018 год через мини-НПЗ госкомпании прошло 2091,4 тыс тонн нефти. Выход нефтепродуктов составил 2039,6 тыс тонн. Разница − более 50 тыс. тонн. Это 1 тыс. железнодорожных цистерн, 12 железнодорожных составов. Безвозвратно исчезнувшие на мини-НПЗ «Роснефти» 2,4% сырья − это в 3 раза больше, чем в среднем по отрасли, и в 6 раз больше, чем среднемировой показатель.

Для каждого отдельного мини-НПЗ данные по выпуску нефтепродуктов рисуют странную картину. Например, «Нижневартовское НПО», начиная с 2013 года практически не выпускает мазут, хотя во времени ТНК-ВР мазут составлял две трети продукции НПЗ, а используемые на предприятии технологии с тех пор принципиально не изменились.

Стрежевой НПЗ последние пять лет вообще не производит ни дизель, ни авиакеросин, ни прямогонный бензин, выгоняя примерно 25% автобензина и 75% «прочих нефтепродуктов».

В статистике «Пурнефтепереработки», напротив, присутствует почти вся номенклатура нефтепродуктов, за исключением авиакеросина, который неизбежно получается в последовательной линейке продуктов нефтеперегонки.

Красноленинский мини-НПЗ сумел не выпустить автобензин и мазут. Автобензин еще можно с чем-то смешать, но на «прочие нефтепродукты», куда обычно включают мазут и тяжелые фракции переработки, у завода приходится 0,8% продукции. Получить в процессе переработки 99,2% светлых нефтепродуктов − такое даже не снилось никому из зарубежных нефтепереработчиков.

Предельная технологическая глубина переработки роснефтевых самоваров − максимум 40%. При такой глубине переработки и применяемых технологиях получить официально декларируемый выход нефтепродуктов, мягко говоря, сомнительно.

Две самых загадочных «дочки» госкомпании: «Ванкорнефть» и «Северная нефть», которые не производят ничего, кроме дизеля и «прочих нефтепродуктов». При этом если у «Ванкорнефти» дизель и «прочие нефтепродукты» занимают примерно по половине выпуска, то у «Северной нефти» прочие нефтепродукты составляют 78% выпуска.

Что под этими «прочими нефтепродуктами» подразумевается, непонятно. Можно предположить, что мазут. Можно даже представить, что его в районе Крайнего Севера используют как топливо, хотя при нынешнем развитии технологий гораздо эффективнее использовать другие виды топлива, и уж тем более не имеет смысл содержать для этого целые НПЗ.

Данные «Роснефти» по своим мини-НПЗ оставляют много вопросов. Куда исчезает 2,4% первоначального сырья? Куда уплывают с заводов мазут, бензин, дизельное топливо? Почему дырявая статистика миниНПЗ до сих пор не привлекла внимания ни одного профильного органа?

Попытка ответить на вопросы и глубже разобраться в загадочных цифрах отчетности приносит еще больше открытий.

Куда исчезает мазут

Возьмем данные по одному заводу − «Нижневартовскому НПО» − и сравним статистику ЦДУ ТЭК с местной статистикой РЖД.

«Нижневартовское НПО» в 2018 году получило 1579,4 тыс. тонн нефти и выпустило 1545,6 тыс. тонн нефтепродуктов.

РЖД, которое занимается вывозом нефтепродуктов с данного мини-НПЗ, приводит другой суммарный объем вывезенного сырья − 674,6 тыс. тонн. Иных путей вывоза нефтепродуктов из Нижневартовска, кроме железной дороги, не существует.

Структура нефтепродуктов мини-НПЗ «Нижневартовское НПО» в 2018 году, тыс. тонн


 

 

 

Данные ЦДУ ТЭК

При этом странное расхождение данных минизаводов и РЖД на 871 тыс. тонн имеет место одновременно с не менее странной структурой вывезенных РЖД нефтепродуктов.

Поставка по ж/д нефтепродуктов с мини-НПЗ ООО «Нижневартовское НПО» за 2018 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: ПК «Семафор»

На официальном сайте «Роснефти» никаких данных о «Нижневартовском НПО» не приводится, собственного сайта НПЗ не имеет. Когда предприятие принадлежало ТНК-ВР, оно производило ежемесячно около 60 тыс. тонн автомобильных бензинов, 30 тыс. тонн дизельного топлива и 12 тыс. тонн авиационного керосина. Всего около 1400 тысячи тонн (включая мазут и проч.) в год, что примерно соответствует годовой статистике ЦДУ ТЭК.

Однозначно объяснить, каким образом в номенклатуре отгрузки по РЖД не оказалось бензина и мазута, невозможно. Если какая-то часть бензина и могла быть отгружена автотранспортом местным потребителям (очень незначительная, учитывая специфику района), то мазут точно не мог найти сбыта в регионе.

Можно предположить единственное реалистичное объяснение исчезновению мазута и бензина в продукции «Нижневартовского НПО» − закачка обратно в нефтепровод нерентабельных для экспорта (мазута) и невозможных для реализации (прямогонный бензин низкого качества) остатков производственного процесса.

Когда-то строительство мини-НПЗ объяснялось потребностью снабжать топливом потребителей в удаленных регионах. Иначе смысла в их существовании нет, так как крупные НПЗ (свыше 12 млн тонн в год) могут обеспечить гораздо более глубокую переработку нефти при гораздо более выгодной экономике процесса. Эту очевидную даже неспециалисту ситуацию топ-менеджеры государственной «Роснефти» игнорируют: большая часть нефтепродуктов мини-НПЗ в Нижневартовске идет не российским потребителям в других регионах, а – прямо на экспорт.

Из произведенных в Нижневартовске 563,6 тыс. тонн дизеля в России, согласно данным РЖД, было реализовано 5,8 тыс. тонн (1%), остальное топливо было отправлено на экспорт, например, только в Италию, Нидерланды и Монголию по железной дороге ушла половина — 49,6% дизеля. Остальные 268,3 тыс. тонн уехали в страны СНГ.

Расхождение цифр производства нефтепродуктов и их вывоза по ж/д приводит к предположению: около 850 тыс. тонн прямогонного бензина было закачано обратно в магистральный нефтепровод, испортив изначально качественное сырье. Этот «финт» может объяснить и экономику предприятия, при которой дизель с берега Оби выгодно отправлять за 4,1 тыс. км в Нидерланды.

12-й параметр и далее

Ситуация с необъяснимыми данными по балансу сырья и выходу нефтепродуктов имеет место на всех мини-НПЗ госкомпании. Экстраполируя расхождение данных ЦДУ ТЭК только по «Нижневартовскому НПО» на общий объем производства роснефтевых «малышей», получаем, что примерно 55% продуктов нефтепереработки, около 1120 тыс. тонн, предположительно закачивается обратно в трубу. Результат – ухудшение качества нефти и претензии потребителей.

Версию закачки на малых НПЗ отходов и всего ненужного обратно в трубу под видом нефти подтверждает и то, что в последнее время количество жалоб на некачественное сырье со стороны НПЗ растет в геометрической прогрессии. На НПЗ в Германии при химанализе нефти местных специалистов поражает присутствие следов продуктов нефтепереработки.

При этом у государства нет практически никаких механизмов, чтобы поставить заслон ухудшению качества нефти в магистральных нефтепроводах путем махинаций с обратной закачкой. «Транснефть» − главный эксплуатант нефтяных магистралей – «растянулась в шпагате», пытаясь перекрыть доступ некачественному сырью на независимых пунктах сдачи-приема нефти. Такая же история с неподконтрольными «Транснефти» узлами учета сырья на малых НПЗ − компания не может контролировать закачку мазута обратно в трубу. На сегодня таких механизмов просто не предусмотрено.

До недавнего времени качество сырья на входе проверяли по 10 параметрам. После недавнего инцидента с хлорорганикой стало 11. Сложно представить, что должно случиться, чтобы в регламенты добавили двенадцатый – на мазут. Забастовка НПЗ с отказом принимать сырье с определенным содержанием мазута?

После изучения статистики мини-НПЗ увеличение количества параметров до 12 выглядит уже не столько фантастически. А там, возможно, понадобится контроль и других параметров, чтобы остановить любителей поживиться за счет государства и других участников отрасли.

Как исправить ситуацию

История с «Нижневартовским НПО» в 2018 году − не первый случай необъяснимого расхождения данных транспортных компаний и официальной статистики «Роснефти». По расчетам гендиректора группы компаний «Метапроцесс» Кирилла Лятса, в 2017 году «Роснефть» добыла, согласно собственным данным, на 3 млн тонн нефти больше, чем было транспортировано по системам «Транснефти» и РЖД. Лятс тогда рассказывал о «необъяснимых технологических» потерях на месторождениях компании, что обошлось российскому бюджету в 37 млрд рублей.

Приведенные факты объясняют, почему «Роснефть» последовательно выступает против принятия закона о контроле качества сырья, принимаемого в систему магистральных нефтепроводов. Добавим, что всем нефтяникам известно о широком использовании на предприятиях холдинга хлорорганики при добыче высокосернистой нефти (более 3%), которой ежегодно сдается в систему магистральных трубопроводов в объеме более 20 млн тонн в год.

При жестком подходе к качеству принимаемой нефти самовары Сечина банально не смогут функционировать.

«Чудеса» с номенклатурой нефтепродуктов имеют место не только в самой крупной российской НК. Рейтер сообщил, например, что в 2017 году входящий в «Новый поток» Марийский НПЗ переработал за январь-сентябрь, согласно данным ЦДУ ТЭК, 1,1 миллиона тонн нефти. Но вместо топочного мазута и ВГО экспортировал 0,5 млн темных нефтепродуктов по беспошлинному коду 2707-9999-00, который не контролируется ЦДУ.

Совладелец «Нового потока» Дмитрий Мазуров, сообщают СМИ, совместно с подельниками в течение трех лет вывозил дизель за рубеж по контрабандной схеме, как печное топливо. Прибыль оседала у иностранных трейдеров.

P.S. На днях Дмитрий Мазуров отправился на два месяца в СИЗО, а Игорь Сечин попросил правительство о налоговых льготах на 2,6 трлн рублей для Арктики и 460 млрд рублей для Приобского месторождения.

Приложение


 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх