В сфере контрольных функций СРО до сих пор не снята основная проблема – отсутствие унифицированных подходов к контролю за деятельностью членов СРО и эффективной, рабочей системы дисциплинарных взысканий.
На сегодняшний день саморегулирование в строительстве насчитывает несколько сотен саморегулируемых организаций. В силу отсутствия четких норм по осуществлению контроля и реализации дисциплинарных мер, можно сказать, что существует такое же количество уникальных вариаций систем контроля.
Предметом проверки для саморегулируемых организаций является соблюдение членами СРО требований к получению свидетельства о допуске, а также внутренних требований и стандартов СРО. Законодательством предусмотрены ежегодные плановые проверки членов СРО.
Градостроительный кодекс РФ предусматривает разработку двух внутренних документов СРО – Контрольных правил и Дисциплинарного регламента. Как правило, наряду с плановыми проверками СРО устанавливают возможность внеплановых проверок при наличии жалоб на деятельность члена СРО.
В саморегулируемых организациях создаются Дисциплинарные и Контрольные комитеты. Однако в силу несовершенства текущего законодательства, данные специализированные органы не обладают необходимыми полномочиями по применению дисциплинарных взысканий, а также проведению проверок, будь то плановые или внеплановые мероприятия. Таким образом, эффективность специализированных органов ограничивается правовыми коллизиями.
В Градостроительном кодексе перечислены возможные дисциплинарные меры по отношению к членам СРО, однако не установлена взаимосвязь между конкретными нарушениями и взысканиями. В итоге, данный аспект остается на усмотрение самих саморегулируемых организаций.
Такое положение вещей формирует питательную среду для недобросовестного поведения СРО. Поскольку в изыскательской, проектной и строительной сфере существует достаточно высокая конкуренция среди саморегулируемых организаций, возникает искусственный стимул для минимизации контроля за деятельностью членов СРО и неприменения к ним взысканий. Другими словами, отсутствие «кнута» может быть использовано как конкурентное преимущество в борьбе за новых членов СРО. В результате возникает порочный круг, где СРО не заинтересованы в исполнении контрольных функций, а организации заведомо могут отдавать предпочтение недобросовестным СРО.
Естественным образом в такой ситуации возникает вопрос о необходимости формирования единых подходов и правил в сфере контрольных функций и дисциплинарных взысканий.
В настоящее время реализацией такой инициативы занимается Рабочая группа по вопросам деятельности специализированных органов (контрольный и дисциплинарный) при Совете по саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации.
Рабочая группа завершила формирование проекта так называемого Дисциплинарного кодекса, который призван урегулировать все вопросы в указанной выше сфере. Кроме того, в рамках Рабочей группы разрабатываются рекомендации по реализации контрольных функций СРО, а также законопроект об изменении и дополнении Федерального закона №315-ФЗ и отдельных отраслевых законов.
В Дисциплинарном кодексе будет дано определение, проведена классификация и указаны особенности нарушений и ответственности членов СРО. Также в документе будут прописаны виды, основания применения, снятия и погашения мер дисциплинарного воздействия. Кроме того, в кодексе будут подробно изложены вопросы, касающиеся дисциплинарного производства, решений дисциплинарного органа, раскрытия информации и ответственности саморегулируемой организации.
Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев, в свою очередь, отмечает: «СРО НП «Э.С.П.» принимает самое прямое и непосредственное участие в разработке Дисциплинарного кодекса. Мы считаем, что контрольная деятельность СРО нуждается в детализации и унификации. Только таким образом мы сможем создать действенные инструменты по оценке и отслеживанию работы членов СРО и предотвращению недобросовестного поведения. Кроме того, единые стандарты позволят бороться с недобросовестными СРО или неисполнением саморегулируемыми организациями контрольных функций».
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.