Минэнерго вспомнило о топливных гарантиях

Как стало известно, на фоне проблем на внутреннем рынке бензина Минэнерго попыталось впервые принять новые жесткие меры для обеспечения страны топливом. Речь идет о том, чтобы обязать нефтяников закупать бензин за границей в случае его дефицита. Формально такие распоряжения привязаны к исполнению обязательств по соглашениям о модернизации НПЗ. Пока предписание получил только «Газпром» — и всего на 20 тыс. тонн в месяц. В отрасли ждут скорого улучшения ситуации с топливом, так что новый инструмент вряд ли будет применяться активно. Но в 2015 году он может быть использован в случае проблем после запрета применения бензина «Евро-3», пишет «Коммерсантъ».

Минэнерго в начале октября направило в «Газпром» письмо с просьбой импортировать в Россию бензин, рассказал источник на топливном рынке. По его словам, речь идет о требованиях по четырехсторонним соглашениям о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, в этом году полностью не выполнит. «Когда «Газпром» в 2013 году переносил сроки модернизации, он давал гарантийное письмо, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников»,— пояснил собеседник. По его словам, в октябре компания должна ввезти не менее 20 тыс. тонн высокооктанового бензина. В Минэнерго заявили, что выводы о выполнении или невыполнении соглашений будут сделаны только по итогам года, отказавшись комментировать письмо. В «Газпроме» лишь заверили, что компания «полностью выполняет обязательства».

О том, что Минэнерго располагает гарантийными письмами от «Газпрома» и «Роснефти» на импорт бензина, говорил в интервью глава профильного департамента министерства Михаил Грязнов. «Газпром» (без учета «Газпром нефти») владеет двумя сравнительно небольшими НПЗ в России — Астраханским и Сургутским, чья доля на рынке составляет около 6,5% (2,4 млн тонн). По данным издания, гарантийное письмо монополии предполагает импорт бензина в объеме 250 тыс. тонн в год, что примерно соответствует среднемесячному импорту 20 тыс. тонн. Аналогичное письмо «Роснефти» предполагает импорт 1 млн тонн бензина в год. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что пока Минэнерго не просило «Роснефть» о таких поставках. «С ФАС обсуждается своп-схема с дизельным топливом и бензином для Дальнего Востока, но про импорт речи нет»,— отмечает он. В «Роснефти» от комментариев отказались, но источник в компании говорит, что она и так активно завозит бензин в проблемные сибирские регионы, поставляя его себе в убыток с НПЗ в Центральной России и Белоруссии.

Объем 20 тыс. тонн в месяц — очень небольшой для российского рынка, он соответствует примерно 20% суточного потребления, или обороту биржевой торговли бензином за два дня. Однако для «Газпрома» он существен — около 10% от объема месячного производства. По мнению собеседников «Ъ» на рынке, компания вполне могла бы закупить этот бензин в Белоруссии, хотя сейчас сделка может оказаться убыточной. На ситуацию на российском рынке в целом эти допоставки не повлияют, они слишком малы, замечает один из собеседников. Но само появление письма он называет «симптоматичным».

«Такие письма равносильны признанию существования проблем с топливоснабжением внутреннего рынка»,— считает директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. По его мнению, удивительно то, что рекомендация об импорте бензина на российский рынок выдана в начале октября, а не несколько месяцев назад, когда была возможность не допустить эскалации ситуации. В октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановилась часть АЗС. В то же время вчера индекс АИ-95 на бирже СПбМТСБ показал снижение впервые с 2 октября, что, по мнению собеседников, свидетельствует о сломе тенденции и входе рынка в «низкий сезон». В то же время господин Грязнов говорил, что Минэнерго может использовать такие письма в 2015 году, если на рынке начнутся проблемы из-за запрета «Евро-3».

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх