Свежее
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогодыЭнергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд руб
В начале ноября президент подписал закон, разрубающий один из самых больших «гордиевых узлов» российской энергетики: поэтапно прекращается действие «последней мили» в России. Согласно закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», перекрестное субсидирование в электросетях с 1 января 2014 года будет отменено в 63 регионах, с 1 июля 2017 года — еще в 16 регионах, а с 1 июля 2029 года — в остальных 4 регионах. По оценкам Минэнерго, если бы «последняя миля» была единовременно отменена со следующего года во всех регионах, электросетевой комплекс потерял бы порядка 57-58 млрд руб. Хуже всего пришлось бы потребителям Красноярского края, где рост тарифа достиг бы 166%, Еврейской АО (150%), Забайкальского края (127%) и Амурской области (80 %), а также Бурятии (69%).
До 1 июля 2017 года «последняя миля» сохранится на территории Марий Эл, Хакасии, Карелии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Волгоградской, Вологодской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Нижегородской, Белгородской, Курской и Челябинской областей. Отсрочку до 2029 года получили в четырех дальневосточных регионах регионах- ЕАО, Амурской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Изначальная схема решения проблемы предполагала фактическое продление действия договоров «последней мили»: запрет на прямые договоры с ФСК с некоторой компенсацией потребителям потерь через введение льготного тарифа распредсетей. Была и альтернатива — дифференциация тарифа ФСК. Но на ключевом совещании 9 августа в Сочи у обоих вариантов обнаружились серьезные недостатки: первый не решал главную проблему «последней мили» — не снимал нагрузку с промышленности, второй еще более усложнял ситуацию, создавая межрегиональное перекрестное субсидирование, и был чреват юридическими осложнениями. В итоге Минэнерго предложило новый вариант, который и был поддержан.
Как будет работать этот вариант пока сложно сказать — закон затрагивает интересы крупных игроков российской промышленности с одной стороны и целой энергетической отрасли — с другой. Достаточно болезненное для сетевого комплекса решение было принято на фоне целого ряда других проблем. Закон принят на фоне обнуления тарифа, постоянного изменения нормативной базы и очень значительных изменений в Правилах техприсоеденения – тем энергокомпаниям, которые лишились договоров «последней мили» с 2014 года, однозначно будет сложно. Появится еще более глубокая зависимость отрасли от банковских кредитов.
Многие эксперты рынка оценивают решение проблемы «последней мили» путем установления разных сроков ее ликвидации как компромиссное. С одной стороны, таким вариантом пытались угодить промышленникам, с другой стороны – не переложить все проблемы на население, чтобы избежать резкого роста тарифов. И очень важно было учесть позицию энергетиков –ведь в отрасли не все так благополучно, как хотелось бы. Уже в этом году произошло существенное снижение инвестпрограмм из-за небывалых выпадающих доходов. Обещанное обнуление тарифа на следующий год еще сильней ударит поинвестициям в сетевом комплексе — по данным «Россетей», последние инициативы вызовут снижение инвестпортфеля приблизительно на 200–300 млрд. руб в течение пяти лет.
Как отмечает Екатерина Шишко, аналитик Инвесткафе, продление «последней мили» в наиболее проблемных четырех регионах до 2029 года способно если не предотвратить, то хотя бы существенно отложить сильное недополучение выручкикомпаниями, занимающимися распределением электроэнергии в наиболее проблемных регионах. Это МРСК Сибири, отвечающая за Забайкалье и Бурятию, и «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ДРСК), в зоне деятельности которой находятся Амурская область и ЕАО. Кстати, только по этим двум регионам ДРСК за последние 3 года недополучила 8 миллиардов рублей. В этом году общество было вынуждено резко сокращать свои расходы — переводить сотрудников на 36-часовую рабочую неделю, вполовину сокращать ремонтную программу, более чем в два раза снизить расходы на инвестиционную деятельность.
Как отмечает генеральный директор ДРСК Юрий Андреенко, в течение нескольких лет пришлось очень много поработать для того, чтобы донести позицию дальневосточников до руководства страны- губернаторы Амурской области и ЕАО, понимая, что, если «последняя миля» будет отменена, весь груз платежей будет переложен на население, обращались с письмами и в Госдуму, и в Совет Федерации и наконец были услышаны. Это связано, прежде всего, с тем, что дальневосточный климат диктует особые требования к надежности энергоснабжения.
Положительно восприняли новый закон и в Минвостокразвития. Особый подход в вопросе решения проблемы «перекрестного субсидирования» для энергокомпаниий Дальнего Востока был просто необходим.
Доля «последней мили» в структуре потребления Дальнего Востока значительна, в ЕАО и Амурской области занимает примерно 50-53%, в том числе объекты тяговых подстанций ОАО «РЖД» — около 45-50%. Из-за недополучения выручки от прекращения действия договоров «последней мили»сопоставимой с запланированным объемом инвестиционных программ, находилось под угрозой срыва своевременное выполнение ремонтной кампании и приостановка или полное свертывание инвестиционных программ.
Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев пояснил: «Из 20 регионов, к которым отмена последней мили с 2014 года не относится, у одних надолго остается перекрестное субсидирование, у некоторых же – через три года кончается. Были прописаны суммы, которые выделяются на компенсацию. Хороший это или плохой вариант, судить очень трудно, поскольку, если бы мы этот закон не приняли(а к этому шло из-за сопротивлений крупных компаний, вроде БАЗЭла, железной дороги), то тогда во всех регионах пошел бы одномоментный обвал с существенным ростом тарифа для населения. Они хотели бы быстро сбросить нагрузку на население, а сами регионы начали писать письма, бить тревогу, что нельзя их бросить сразу без «последней мили». На что сумели – на то все вместе и договорились. Был выбран компромиссный вариант, наверное, не самый лучший на свете, но вполне приемлемый».
Однако руководители энергокомпаний, которым дано время до 2017 или до 2029 года, все же опасаются — наверняка основные лоббисты, выждав время, попробуют найти лазейки в законе, чтобы вернуться на прямые договоры с ФСК. Ведь так уже было в 2011 году. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 изначально устанавливал право ОАО «ФСК ЕЭС» передавать в аренду сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства до 1 января 2011 года. Изменения в законе, продлевающие действие механизма «последней мили», были приняты только 26.07.2010г., однако до этого времени крупные потребители успели заключить с ОАО «ФСК ЕЭС» прямые договоры на передачу электрической энергии с 1 января 2011 года. Несмотря на законодательное продление механизма «последней мили», крупные потребители в судебном порядке оспорили право ФСК передавать «связанные» договорными отношениями объекты электросетевого хозяйства в аренду. Таким образом, многиераспределительные сетевые компании лишились права оказывать услуги по передаче электрической энергии крупным потребителям и с этого момента начали получать миллиардные убытки.
Новый закон дает четкие формулировки на этот счет: если с 1 января 2014 года потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к объектам, переданным в аренду, пользуется услугами по передаче электрической энергии без заключения договора, данный потребитель обязан оплатить территориальной сетевой организации, арендующей указанные объекты или их части, фактически оказанные услуги.
Понятно, что и в новом законе попытаются найти «лазейки», позволяющие крупным компаниям вернуть привычную прибыль. Но тот факт, что государство, наконец, обратило внимание на эту проблему, дает надежду на установление единых правил игры для всех участников рынка.
«Последняя миля» — это форма перекрестного субсидирования, при которой Федеральная сетевая компания (ФСК) передает небольшой участок сетей высокого напряжения, к которым присоединены энергопринимающие устройства крупных потребителей, в аренду местной распределительной сетевой компании, что дает последней право оказывать услуги по передаче электрической энергии таким потребителям. Тем самым, часть расходов сетевой компании по электроснабжению населения перекладывается на крупный бизнес. Горячие дебаты по вопросу о «последней миле» велись на протяжении долгих лет. Это неудивительно: сохранение существующей системы давало бы дополнительную нагрузку на крупный бизнес, а одномоментный отказ от нее означал бы подорожание энергии для населения и, как следствие, рост социальной напряженности.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6
В реактор загружено свежее ядерное топливо.
Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогоды
Энергоснабжение восстанавливают более 100 бригад.
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…