ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Газета: «Вру»

Газета.ru, при прежних владельцах считавшаяся объективным источником информации, в новой своей ипостаси все глубже пробивает дно. На днях интернет-издание опубликовало «интересный» материал – «Главное – не прибыль, а структура издержек», с подзаголовком: «Почему Транснефть отстаивает завышенные транспортные тарифы». Автор статьи г-н Крутаков, в в прошлом неплохой журналист, а ныне функционер – доцент департамента политологии и массовых коммуникаций финансового университета при Правительстве РФ, политолог, и главный редактор несуществующей газеты «Стрингер». Что не маловажно, так это то, что «Википедия» характеризует его как крутого специалиста по информационным войнам, и именно, на это последнее обстоятельство хотелось бы обратить внимание.

Действительно, в настоящее время ведется дискуссия по такому специфическому вопросу как нефтетранспортные тарифы. С одной стороны выступает наш нефтяной монстр — компания Роснефть, которая и подняла вопрос о непомерности таких тарифов. С другой стороны, ей оппонирует нефтетранспортная компания Транснефть, которая уже семь лет как работает с ограничением тарифного потолка индексом потребительских цен. Понятно, что было бы интересно услышать мнение специалистов, знакомых со этой спецификой, но вместо этого мы видим рассуждения всеядного доцента, «специалиста» по всем вопросам. Посмотрите в Интернете его последние комментарии, они посвящены практике защиты пользователей и возможностям сети Интернет, неофашизму в Европе, соглашению с ОПЕК, проблемам капитализации экономики России в условиях санкций,  выборам в Мосгордуму, региональному аспекту стимулирования предпринимательской деятельности и пр. пр. пр. Поистине неисчерпаем круг его компетенций, он поистине всяеден, и то, что заказчики привлекли такого специалиста-эксперта для ведения информационной войны показателен: видимо, убедительные аргументы со стороны нефтяников закончились, и пришло время поднимать фейковую волну, что с большим энтузиазмом и организует наш доцент.

Итак, рассмотрим приводимые аргументы в защиту «бедных» нефтяников:

1. Со ссылкой на главу Роснефти сообщается, что цена нефти с 2008 года упала в 2 раза, а тарифы наоборот в 2 раза выросли – караул!… транспортные издержки нефтяников по отношению к выручке выросли в 4 раза.

А что на самом деле?

Приведем фактические данные:

Период Цена, $/b
Январь 2008 91,93
Декабрь 2008 33,20
Среднее за год 94,00

Сравниваем с 2020 годом

Период Цена, $/b
Январь 2020 62,86
Февраль 2020 55,11
Март 2020 29,51
Апрель 2020 16,50
Май 2020 30,84
Июнь 2020 41,07
Среднее за 2020 39,52

Да, действительно, цена на нефть по сравнению с 2008 годом снизилась, но вполне резонен вопрос –а почему сравнение идет с 2008 годом. Ведь были годы и побогаче для наших нефтяников, когда цена на нефть зашкаливала за 100 $/b. В этом случае крики караул! прозвучали бы громче.

Теперь о тарифах:

Период 2008 2020 Индекс роста
Тариф, $/т 33,05 23,63 0,71
Тариф, руб/т 822 1635 1,99
ИПЦ 2,14
ИЦПП 2,46

Получается, что это Транснефти впору кричать караул! Ведь за этот период тариф в долларовом выражении снизился на 29% (именно так надо сравнивать, ибо Роснефть позиционирует себя как глобальную нефтяную компанию, которая оперирует и ведет свой бизнес на мировом рынке в долларах США)

Если же обратить внимание насколько тарифы Транснефти выросли в рублях за это период – да, почти в 2 раза, но извините, для тех, кто понимает, жизнь в стране тоже подорожала значительно: индекс потребительских цен (ИПЦ) за этот период вырос в 2,14 раза, а индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦПП) – в 2,46 раза. Таким образом, для специалиста понятно, что с тарифами у Транснефти все в порядке, их рост отстает от инфляции в стране, а в долларовом выражении произошло почти тридцатипроцентное снижение!

Тезис же о завышенных тарифах звучит особенно непрофессионально, т.к. если посмотреть обзор, подготовленный специалистами авторитетной компании KPMG, то становится понятным, что по факту тарифы Транснефти одни из самых низких в мире.

2 Далее доцент обсуждает тему – «падение из-за роста сдерживания тарифа». Ему и невдомёк, почему в условиях действия ОПЕК+ дефицит выручки Транснефти за 2020-2022 годы может составить около 400 млрд. руб.

Но это же, как говорится, понятно даже ёжу – по соглашению ОПЕК+, количество нефти, сдаваемой в нефтетранспортную систему, снижается примерно на 12%, падает объем выполняемой товарно-транспортной работы (грузооборот), соответственно, снижаются денежные поступления компании, что не дает возможности осуществить выплату дивидендов в установленном государством размере без снижения программы капиталовложений, о чем Президентом РФ было дано указание на недавней встрече с главой компании.

Аналитическое бессилие и непрофессионализм политолога поражают! Видимо, во время обучения в Президентской академии им был полностью пропущен курс в рамках освоенной специальности «государственное и муниципальное управление», а именно – государственное регулирование рыночной экономики. Иначе он бы понимал разницу между нефтяными компаниями, работающими в рынке, и Транснефтью, деятельность которой, согласно положениям федерального закона «О естественных монополиях», подлежит государственному регулированию и контролю. Тогда он точно знал бы, что расценки (тарифы) компании устанавливает государство, что они должны обеспечить возмещение экономически обоснованных расходов Транснефти, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти, в том числе налоги и иные обязательные платежи (включая дивиденды). По факту сумма дивидендов, выплаченных государству Компанией по распоряжению Росимущества выросла многократно с 584 млн. руб. по итогам работы за 2008 год до 77,61 млрд руб. по итогам работы за 2018 год, как говорится- почувствуйте разницу!

Оригинален и подход эксперта к кредитам, в его логике, оказывается, их надо брать под увеличение объемов производства или под техническое перевооружение, а не для роста тарифа. И еще – Транснефть не должна была привлекать кредиты и под строительство ВСТО, потому что якобы нефтяники уже профинансировали эту стройку за счет тарифа.

Тут эксперт политолог демонстрирует просто дремучее незнание ситуации. Специалистам, работающим в отрасли известно, что схема финансирования ВСТО, была выработана и определена на совещании 12.09.2008 у министра экономического развития РФ Э.С.Набиуллиной при участии руководителей Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам, Транснефти, РЖД и Президента «НК «Роснефть». Коллективным решением был выработан механизм и схема финансирования этого проекта, определены источники финансирования — 30% собственные (тарифные) средства Транснефти, 70% — привлеченные средства. В соответствии с распоряжением Правительства от 31.12.2004г. № 1737-р в тарифах на транспортировку нефти» учитывались финансовые ресурсы, необходимые для финансирования обязательств, связанных с привлечением средств на реализацию ВСТО. Так что вопрос о том, нужно ли было брать кредиты и что же было профинансировано нефтяниками следует считать закрытым.

Поистине оригинальны и идеи политолога относительно того чем же должны заниматься инфраструктурные компании такие как Транснефть: это оказывается не получение собственной прибыли, а способствование в получении прибыли ее пользователей; снижение тарифов(!); наращивание объемов услуг (это то в условиях снижения уровня добычи нефти российскими нефтяниками согласно условиям сделки ОПЕК+(!!),  а также работа со структурой издержек (эксперт-то вообще не в курсе о реализации Компанией масштабной программы снижения издержек) .

Вот как получается! Транснефти определены направления деятельности и задачи, которым ей необходимо следовать…

Однако, учитывая, что компания на 78,55% принадлежит государству, которое собственно и определяет многоплановые аспекты ее деятельности – от величины тарифов, согласования сделок… и до выплаты дивидендов, становится понятным, что политолог – незнайка, а газета.ру пробивает дно все глубже.

Автор: Паша Юрьев

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх