Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
«Газпром» впервые признал, что состав участников проекта разработки Штокмана может измениться. То, что в нем появятся новые участники, сомнительно — скорее проект, инвестрешение по которому затягивается, а капзатраты растут, может покинуть кто-либо из иностранных партнеров — Total или Statoil, пишет «Коммерсантъ».
Вчера зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов заявил, что состав участников разработки Штокмановского месторождения может измениться (сейчас 51% акций в проекте принадлежит «Газпрому», 25% — Total, 24% — Statoil). По словам господина Маркелова, на Петербургском экономическом форуме «Газпром» обнародует технологическую схему разработки месторождения (сейчас она утверждается). Тогда же будет понятен и состав участников проекта, добавил топ-менеджер, не уточнив подробностей. В «Газпроме» от комментариев отказались.
До сих пор официально «Газпром» не говорил, что состав акционеров Штокмана может поменяться. На рынке постоянно появляются слухи, что проект, принятие инвестрешения по которому постоянно переносится, а предполагаемые затраты выросли уже до $30 млрд, может покинуть либо Total, либо Statoil, но официально в обеих компаниях это неоднократно опровергали. Вчера, например, в Total заявили Reuters, что рассчитывают сохранить долю в Штокмане. В головном офисе Statoil сказали лишь, что «продолжают работать с «Газпромом» и Total над снижением издержек в проекте».
Инвестрешение по Штокману откладывалось потому, что основной рынок, на который был ориентирован проект (США), перенасыщен сланцевым газом, масштабных налоговых льгот проект не получил, а технологическая схема сделала его слишком дорогим (прежние сметы назывались в пределах $20 млрд). Чтобы сократить издержки, «Газпром», Total и Statoil договорились за три месяца практически полностью переделать всю схему, которую готовили годами: теперь партнеры намерены отказаться от совмещения производства СПГ и трубопроводного газа в первой фазе и сосредоточиться только на СПГ. Проект предлагается реализовывать не в три очереди по 7,5 млн тонн каждая, а в одну.
Один из собеседников вчера рассказал, что с идеей отказа от трубопроводного газа не соглашалась Statoil и глава «Газпрома» Алексей Миллер однозначно дал понять, что в таком случае с партнером «можно будет распрощаться». Но теперь в Statoil говорят, что поддерживают позицию «Газпрома».
«Газпром», Total и Statoil уже вложили в Штокман около $1,5 млрд — главным образом в строительство двух полупогружных платформ, которые за ненадобностью отправились на Сахалин. Такие высокие вложения уже означают, что ни один из участников проекта просто взять и выйти не сможет, потому что вынужден будет списывать что-то на убытки, говорит один из источников. Но «вероятность изменения состава участников Штокмана все равно сохраняется», признает другой собеседник в «Газпроме», не поясняя деталей.
Теоретически к Штокману мог бы присоединиться какой-либо новый участник, но представить себе такое сейчас трудно, говорит Виталий Крюков из «ИФД-Капитала», потому что налицо «явные разногласия между текущими акционерами, а уж если добавится новая сторона переговоров, это затянет принятие инвестрешения по Штокману еще больше». Денис Борисов из Номос-банка считает вероятным, что Statoil все-таки покинет проект. Аналитик отмечает, что компания пересмотрела стратегию. Если раньше Statoil участвовала в проектах, где показатель рентабельности на средний вложенный капитал (ROACE) не превышал 20%, то теперь ориентируется минимум на 25%. В этой связи показателен выход Statoil из проекта «Западная Курна-2» в Ираке, поясняет Денис Борисов, в России же ее всегда больше интересовал нефтяной рынок. Войти в проект, добавляет аналитик, могла бы Shell, работающая с «Газпромом» на Сахалине.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…