ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

«Дружба» влетит Восточной Европе в копеечку

Стало известно, что российские нефтяные компании сократили поставки нефти по трубопроводу «Дружба», и от этого, в частности, Чехия испытывает нехватку импорта. Причина — большая прибыльность поставок по конкурирующим направлениям, в том числе по БТС-2. Несмотря на негативный новостной фон, касающийся стабильности поставок российских энергоносителей в Европу, некоторые отечественные ВИНК смогут увеличить выручку от экспорта сырой нефти в Чехию, Словакию и Венгрию на 2-3%.

Еще до запуска БТС-2 было ясно, что первая очередь трубопровода мощностью 30 млн тонн в год будет практически полностью загружена за счет перенаправления нефти, идущей по трубопроводу «Дружба» в порты Украины (Одесса и «Южный») мощностью 19 млн тонн и Польши (Гданьск) мощностью до 7 млн тонн в год. То есть фактически новые объемы поставок будут крайне незначительными.

Завершение строительства БТС-2 благоприятно повлияет на российский нефтяной сектор. Трубопровод поможет диверсифицировать пути поставки российской нефти в Европу, расширить рынки присутствия и нарастить долю на уже имеющихся. Таким образом, позиции России как важнейшего поставщика углеводородного сырья в Европу должны укрепиться.

Однако, как стало известно, в апреле сократились поставки нефти в Чехию, которая является конечным пунктом южной ветки «Дружбы». От прокачки нефти в этом направлении отказались Лукойл и Роснефть, по-видимому, предпочитая продажу на более выгодные рынки, ставшие доступными после запуска БТС-2. Сбалансированность системы трубопроводов Транснефти также позволяет российским компаниям перенаправлять потоки сырой нефти в наиболее прибыльных направлениях. Ежегодно Чехия потребляет 9-10 млн тонн нефти и на 2/3 зависит от ее импорта. Россия поставляла в Чехию 4-5 млн тонн нефти в год. Еще 12-13 млн тонн российской нефти импортируют Словакия и Венгрия.

Ранее, когда поставки нефти по «Дружбе» снижались, Чехия замещала их поставками по Трансальпийскому трубопроводу. Учитывая зависимость Чехии от российской нефти, нехватку мощностей альтернативных путей импорта, а также их большую стоимость, Чехии, а возможно, и Словакии и Венгрии придется платить за баррель российской нефти на $3-5 больше. Ситуация для стран-импортеров усугубляется еще и тем, что, несмотря на рост добычи с 505 млн тонн в 2010 году до 511,4 млн тонн в 2011-м, экспорт сырой нефти в дальнее зарубежье сократился на 4,3%.

От роста цен на нефть, продаваемую по южному направлению «Дружбы», выиграют крупнейшие российские экспортеры нефти. Ими являются Роснефть, ТНК-BP, Сургутнефтегаз и Лукойл. Причем, учитывая то, что политика государства по увеличению объемов и глубины переработки продолжится, в более выгодном положении находятся компании с низким показателем переработка/добыча и большей долей выручки от экспорта сырой нефти. Среди них прежде всего нужно назвать Роснефть (добыча/переработка — 48,7%) и Сургутнефтегаз (переработка/добыча — 33%). Выручка компаний от экспорта в Чехию, Словакию и Венгрию должна вырасти на 2-3%.

Моя рекомендация по Сургутнефтегазу — «держать». В перспективе компанию ждет снижение добычи. Открытость Сургутнефтегаза по-прежнему остается крайне низкой, а эффективность управления ввиду постоянного роста денежных средств и инвестиций под вопросом. Бумаги Роснефти выглядят недооцененными, рекомендация по акциям крупнейшей ВИНК страны — «покупать», цель — 262,5 руб., потенциал роста — 25%.

Доля от экспорта сырой нефти в общей выручке Роснефти составляет порядка 35%, а экспорт производится по всем географическим направлениям. Поскольку система нефтепроводов России достигает избыточной мощности, а ее усовершенствование позволяет перераспределять потоки нефти в различных направлениях в зависимости от рыночной конъюнктуры, такие компании, как Роснефть смогут воспользоваться этим для оптимизации продаж с целью увеличения прибыли.

Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх