Углубляющийся кризис в европейском регионе на фоне реструктуризации энергетического рынка спровоцировал обострение ситуации вокруг поставок газа. После того как резкое похолодание в Италии продемонстрировало, насколько нестабильны объемы потребления газа и как резко может вырасти спрос при минимальном похолодании, компании, занимающиеся поставками газа, стали играть на опережение.
Итальянско-греческий газопроводный консорциум ITGI заявил о своем желании импортировать в Европу российский газ, поскольку Азербайджан предпочел конкурирующий проект для доставки газа в Италию. В случае реализации такого сценария, котировки фьючерса на акции Газпрома могут значительно потяжелеть, так как фактически ITGI станет южным участком проектируемой трубопровода Южный поток, который, по плану Газпрома, будет пущен в обход Украины и выступит «противовесом» европейскому проекту Набукко.
С одной стороны, вероятность этого мала, однако из риторики одного из участников консорциума, разрабатывающего вторую стадию азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз, следует, что итальянцев решили оставить за бортом. Ведь, несмотря на то, что инвестиционный проект ITGI по доставке газа в Европу находится в более продвинутой стадии, представители BP, главного оператора Шах-Дениза, заявили об единогласном и окончательном решении транспортировать газ через газопроводный проект TAP.
Газопровод ITGI — это совместный проект итальянской компании Edison и греческой DEPA. Главная задача — это переправление каспийского газа через Турцию, Грецию и Италию. Протяженность трубопровода — 800 км, мощность — от 8 до 10 млрд куб. м газа в год. В первую очередь в реализации этого проекта заинтересованы Афины, так как именно Греция, вынужденная принимать жесткие меры экономии, которые давят на экономику страны, заинтересована в дешевых энергоресурсах.
Однако пока проект газопровода ITGI находится лишь ранней стадии обсуждения, запуск ТАР ожидается в конце 2017-го — середине 2018-го. А вот запуск Южного потока ожидается в 2015 году, и согласно прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА) именно в этом году глобальная экономика столкнется с газовым дефицитом. Если учитывать только страны, входящие в консорциум ITGI, то дефицит в 2015 году составит 50 млн тонн нефтяного эквивалента, в 2020 году — уже 127 млн тонн, а к 2030 году превысит 241 млн тонн.
Все это указывает на то, что заинтересованность в российском газе будет заметно расти, и страны европейского региона будут вынуждены конкурировать за реализацию удачной сделки с Газпромом.
Если же текущие намерения консорциума ITGI будут воплощены в жизнь, это позволит котировкам фьючерса на акции Газпрома в среднесрочной перспективе вернуться к апрельским значениям прошлого года. Ввиду этого, на мой взгляд, следует формировать длинную позицию по фьючерсу в случае снижения к 18000-19000 пунктам.
Алексей Пухаев, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Сибур построит фабрику катализаторов для нефтехимии в Казани мощностью 1 тыс т
Запуск 1-й линии — производства хромовых катализаторов — запланирован на…
Акции Россетей на Мосбирже росли более чем на 2%
динамика отмечена после того, как президент РФ разрешил «Федеральной сетевой…
21 февраля бензин Аи-92 подешевел на бирже на 3,7%, бензин Аи-95 — на 2,9%
Цена бензина Аи-92 снизилась до 50,298 тыс руб за т,…
Программу догазификации могут распространить на 22 села Горного Алтая
В Майминском и Чемальском районах.
До 13% всего потребляемого ЕС газа поступает из РФ
Это не страны ЕС покупают этот газ — это компании,…
Эксперт РУСЭЛ примет участие в индийской выставке ELECRAMA
Ожидается, что выставку ELECRAMA посетит более 400 тысяч человек.