Новости энергетики 16+

Европе — газ, Газпрому — труба?

Пока на рынке царит хаос и растет напряжение относительно возможного дефолта Греции, бумаги Газпрома продолжают свой трехмесячное движение в рамках широкого боковика. Хотя последние две недели котировки фьючерса поднимались на фоне иранского обострения, которое придало дополнительный импульс росту на рынке энергоресурсов, маловероятно, что это движение продлится достаточно долго.

Вряд ли «быки» смогут преодолеть планку в 19000 пунктов, особенно после недавних уступок Газпрома своим европейским коллегам. Газовая госкорпорация была вынуждена сдаться под напором судебных разбирательств и уступить особенно настырным европейским импортерам, среди которых Wingas и GDF Suez. Новые соглашения подразумевают, что законтрактованные цены на газ будут корректироваться в соответствии с преобладающей динамикой рынка в ЕС. Учитывая, что текущая спот-цена газа рынке на 30% ниже контрактной цены, Газпрому грозят серьезные потери, так как, по сообщениям экспертов, новые цены вступят в силу задним числом с 1 января 2012 года.

Однако у российского газового гиганта не было выбора: приток сжиженного природного газа в Европу и увеличение производства сланцевого газа в США негативно отразились на позициях российской компании. Помимо этого стоит учитывать крайне мягкую зиму, из-за чего спрос на газ был значительно ниже, нежели ожидали эксперты. Углубление европейского долгового кризиса также негативно сказывается на соглашении, и если регуляторы будут продолжать столь вяло реагировать симптомы, Газпром лишится значительной доли своих клиентов, поскольку платежеспособность части европейских стран не внушает доверия.

На мой взгляд, информационный фон отразится на котировках фьючерса на акции Газпрома с некоторым лагом, поэтому время для формирования короткой позиции еще не пришло и следует дождаться уровней 18900-19000 пунктов.

Если рассматривать Газпром для долгосрочных целей, на мой взгляд, внимания заслуживает недавнее заявление Германа Грефа, который высказался за ликвидацию газовой монополии.

«Я выступаю за ликвидацию всех монополий. Если у Газпрома в добыче останется, как у нас на рынке кредитования, 30%, этого будет более чем достаточно», — отметил глава Сбербанка.

Пока нет причин говорить о уничтожении монополии Газпрома, но если принять во внимание положение Грефа во властных кругах, то, возможно, его заявление — попытка прощупать почву, ввиду чего в ближайшие полгода вокруг компании может начаться интересная корпоративная игра, которую мы ранее наблюдали в РАО ЕЭС. Но не стоит забывать, что это лишь сигнал, у которого может и не оказаться никаких судьбоносных последствий.

Алексей Пухаев, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх