Свежее
В ПО электромобиля «Атом» интегрируют ЭЗСЦены на нефть снижаются после заявления Трампа о возможности заключения сделки с ИраномАкционеры Лукойла утвердили итоговые дивиденды-2024 в 541 руб на акциюВыбрана площадка для строительства Приморской АЭСПовторные выбросы мазута обнаружили на 4-х участках побережья АнапыОбъем торгов нефтехимией на Петербургской бирже в январе — апреле составил 259 тыс т
На прошлой неделе Россия договорилась с Белоруссией и Вьетнамом о выделении экспортных кредитов на строительство АЭС в этих странах на общую сумму $18 млрд. Кроме того, Москва готова кредитовать строительство АЭС в Болгарии, Турции и на Украине, а общий размер предлагавшихся госвложений приближается к $30 млрд. Практика льготной поддержки высокотехнологичных экспортных проектов распространена в мире, но до этого года параметры российских госкредитов уступали условиям конкурентов, пишет «Коммерсантъ».
В пятницу по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску государственного экспортного кредита для строительства Белорусской АЭС. Документ позволяет начать строительство двух энергоблоков на Островецкой площадке на северо-западе страны. По словам российского премьера Владимира Путина, объем предоставленных средств составит около $10 млрд «с использованием кредита в течение десяти лет и с погашением в течение 15 лет». Строительство первого энергоблока БелАЭС планируется завершить к 2017 году, второго — к 2018 году.
Напомним, что контрактное соглашение по строительству первой АЭС в Белоруссии суммарной мощностью до 2,4 ГВт было подписано еще в октябре, заказчиком выступает белорусское ГУ «Дирекция строительства атомной электростанции», генподрядчиком — входящий в состав «Росатома» «Атомстройэкспорт» (строит АЭС за рубежом). Тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил, что белорусская сторона уже начала работы на площадке, но источник в «Росатоме» пояснял, что до окончания переговоров по кредиту российская сторона не собирается приступать к работам по сооружению БелАЭС.
Это уже второй госкредит за последнее время, который Россия предоставляет для строительства АЭС за границей. 21 ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Вьетнама Хоанг Чунг Хай подписали кредитное соглашение на $8 млрд. Средства пойдут на строительство первой вьетнамской АЭС (срок ввода первого гигаваттного энергоблока — 2020 год).
Кроме того, Москва готова предоставлять деньги еще на несколько аналогичных проектов. Так, проект первой турецкой АЭС «Аккую» мощностью до 4,8 ГВт реализуется СП «Росатома» и «Интер РАО ЕЭС» на собственные средства по схеме build-own-operate. В ноябре «Росэнергоатом» внес в проектную компанию по строительству АЭС 21,8 млрд руб., в дальнейшем федеральный бюджет предоставит «Росатому» еще 21,9 млрд руб. для зарубежных проектов, в число которых входит и «Аккую». Российский госкредит предлагался и Болгарии для строительства АЭС «Белене», о возможности предоставления кредита для сооружения одноблочной АЭС в Иордании в январе говорил помощник президента Сергей Приходько.
Также предполагается, что на деньги российского бюджета или госбанков могут быть достроены третий и четвертый блоки Хмельницкой АЭС на Украине. Стоимость проекта оценивалась в $5-6 млрд, размер кредита — в $4 млрд, но позиции сторон пока не согласованы. В частности, гендиректор украинской компании «Атомпроектинжиниринг» Владимир Бронников в ноябре говорил, что предложения по кредиту, которые выдвинул Сбербанк, «жесткие, и цена денег не соответствует европейской практике».
Госкредитование или иные формы господдержки при строительстве атомных электростанций за границей не являются российским ноу-хау. Например, для первой АЭС в ОАЭ, которая будет строиться корейской KEPCO, корейский экспортно-импортный госбанк KEXIM выделит кредит на $10 млрд (это около половины стоимости всей станции). Источники в «Росатоме» ранее отмечали, что в России с применением такой практики есть сложности, в частности, проценты по госкредитам остаются более высокими, чем те, которые могут предложить иностранные экспортные агентства, поддерживающие высокотехнологичные проекты за рубежом.
Отметим, что сумма кредита, предоставленного Белоруссии, оказалась существенно выше той, с которой начинались переговоры. Еще в начале года Владимир Путин объявлял о готовности выделить на БелАЭС $6 млрд, но в Белоруссии рассчитывали, что кредит покроет и строительство инфраструктуры (в целом около $9 млрд, сумма могла включать, в частности, и строительство дорог и жилья для работников станции). Оценка в $10 млрд появилась уже в сентябре, такую цифру сообщала белорусская сторона.
Глава независимого издания AtomInfo.Ru Александр Уваров сопоставляет сумму российского кредита на БелАЭС со стоимостью болгарского проекта АЭС «Белене». Минимальная цена строительства болгарской станции, которую называл в этом году Сергей Кириенко, составляла €6,3 млрд. Как отмечает господин Уваров, еще около €1 млрд в строительство необходимой инфраструктуры должна вложить болгарская сторона. Тем самым общие расходы на проект превышают €7 млрд, что уже сопоставимо с суммой кредита, обещанного Минску. Эксперт не исключает возможности, что кредит Белоруссии может учитывать сооружение не только АЭС, но и инфраструктуры.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
В ПО электромобиля «Атом» интегрируют ЭЗС
Владельцы электромобилей получат возможность видеть всю информацию о доступных ЭЗС,…
Цены на нефть снижаются после заявления Трампа о возможности заключения сделки с Ираном
По данным лондонской биржи ICE, стоимость марки Brent снижалась на…
Акционеры Лукойла утвердили итоговые дивиденды-2024 в 541 руб на акцию
С учетом ранее выплаченных промежуточных дивидендов — 514 руб на…
Выбрана площадка для строительства Приморской АЭС
Планируется строительство АЭС с двумя энергоблоками общей мощностью 2 ГВт.
Повторные выбросы мазута обнаружили на 4-х участках побережья Анапы
Выбросы нефтепродуктов на побережье региона фиксируют третий день подряд.
Объем торгов нефтехимией на Петербургской бирже в январе — апреле составил 259 тыс т
В апреле они превысили 77,5 тыс тонн.