Идея создания единой торговой системы (ЕТС), которая должна объединить все три нефтепродуктовые биржи — СПбМТСБ, МБНК и биржу «Санкт-Петербург», — не так уж и свежа. Федеральная антимонопольная служба выступала с этим предложением еще весной, но только сейчас началось активное обсуждение создания системы. Мысль об объединении биржевых площадок, конечно, здравая, но механизм реализации в настоящее время абсолютно не проработан.
Биржевые площадки были созданы не вчера. Они давно работают по собственным правилам, у них свой отработанный механизм ведения торгов, в том числе система клиринга, схема и условия регистрации участников, программное обеспечение, а главное — финансовые правила и обязательства.
Задача ЕТС — сформировать ликвидность и единый биржевой индикатор цен на нефтепродукты. Идеология создания ЕТС предполагает, что товарные биржи сохранят возможность конкуренции по размерам комиссионного вознаграждения и сервисам, предоставляемым клиентам. В рамках ЕТС, а не одной СПбМТСБ, нефтяники должны теперь продавать 15% произведенного топлива. Среди участников ЕТС должен быть выбран администратор. Его функции: обеспечение функционирования программного комплекса ЕТС, контроль проведения торговых сессий, обобщение информации о регистрации внебиржевых сделок с нефтепродуктами, в том числе долгосрочных договоров поставки, с товарными биржами, формирование ценовых индикаторов на нефтепродукты.
Кто станет администратором ЕТС? ФАС предлагает сделать держателем сервера и программного обеспечения площадки СПбМТСБ, а другие биржевые площадки присоединятся к ней. Небезосновательны опасения компаний, что администратор получит возможность самостоятельно определять условия работы, параметры биржевых инструментов. По сути, получит всю власть. Это приведет к тому, что биржи просто потеряют своих клиентов, а дальнейшая их деятельность окажется под вопросом. Еще один проблемный вопрос — распределение прибыли. Вариант разделения дохода на троих слишком простой и не всех устраивает.
Впрочем, биржи расходятся еще по многим вопросам. Должны ли процедуры аккредитации и размер вступительных и иных взносов участников торгов устанавливаться каждой из бирж самостоятельно? На СПбМТСБ говорят о единых правилах для всех участников ЕТС. При этом СПбМТСБ рассчитывает взимать дополнительное вознаграждение за содержание технической инфраструктуры. То есть если у бирж-участников будет одинаковая комиссия на уровне 0,1%, то у СПбМТСБ это равно 0,1%, а для других участников больше — 0,1% плюс вознаграждение администратора. Как биржи будут конкурировать между собой, если они не смогут вводить в систему необходимые им и их клиентам инструменты? Эта процедура прозрачна и детально прописана, но, по мнению СПбМТСБ, ее возможность должна всякий раз согласовываться с администратором ЕТС.
Вполне понятно, что в такой ситуации уже через год из всех биржевых площадок останется только одна биржа — администратор ЕТС. Создание мнимой конкуренции приведет к уходу конкуренции реальной. Получается, что ФАС не борется за конкуренцию на биржевом рынке, а просто устраняет ее, создавая очередного монстра. Наверное, чтобы с ним потом и бороться. Не лучше ли просто обеспечивать нормальную работу биржам, совершенствовать их правила торговли, а не пытаться реализовывать не имеющие ничего общего с реальным рынком идеи типа «хабов» и «единых базисов поставки»? Дайте биржевому рынку правила и обеспечьте возможность работы, а уж лидер определится быстро. Тогда и будет понятно, кому с кем объединяться и какие компенсации при этом выплачивать.
Пока же все идет своим чередом и с каждым днем вопросов становится все больше. Участникам ЕТС необходимо будет выработать единые правила торговли, требования к гарантийному обеспечению и управлению рисками, а также торгуемым инструментам, разграничить пределы полномочий и функций между собой, сформировать общие подходы к клиентской политике. Они должны проработать порядок и форму осуществления клиринга, стандарты работы программного продукта.
Найти понимание по всем этим пунктам непросто и вряд ли осуществимо в ближайшее время. Но даже если удастся договориться, нет гарантий, что эта система будет работать без сбоев, а государство не будет вмешиваться в этот процесс. Ручное регулирование цен на нефтепродукты, как это произошло весной, опять может отразиться и на биржевых площадках. У компаний, работающих на рынке, ради блага которых и реализуется проект ЕТС, опять не спрашивают мнения. Нужно ли простому участнику торгов это объединение? Кулуарность реализации таких проектов должен был разрушить создаваемый биржевой комитет, но и эта идея застряла где-то между министерствами и ведомствами. Решение на уровне «протокола» один раз уже отменило конкуренцию на уровне биржевых площадок — защищена ли от этого ЕТС?
Дмитрий Гусев, Коммерческий директор «Новотэк-Трейдинг»
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.