Новости энергетики 16+

Модернизация НПЗ не гарантирует избавление Казахстана от дефицита топлива

Масштабная модернизация казахстанских НПЗ, которая должна завершиться к 2016 г., может не решить задачу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами. Об этом сообщает аналитический обзор Института политических решений.

«На модернизацию трех имеющихся НПЗ потребуется около $4 млрд. Однако планы по реконструкции или модернизации этих заводов уже неоднократно озвучивались и их руководством, и правительством, но запустить инновационный механизм в полной мере до сих пор не удавалось. Таким образом, не факт, что к 2016 г. проблем с топливом не будет», – считают эксперты.

По их мнению, за шумихой перехода на Евро-5 существует вероятность «забыть» об организации жесткого контроля над качеством топлива на АЗС и в баки машин будет вливаться та же «бодяга».

Кроме того, остается открытым и вопрос загрузки НПЗ. В настоящее время использование мощностей нефтеперерабатывающих предприятий составляет около 67%. Их работа по давальческой схеме и низкие экспортные пошлины на сырую нефть делают экономически целесообразной продажу последней за рубеж. В частности, производство бензина в январе-сентябре 2011 г. сократилось на 11,9%, тогда как добыча нефти и газового конденсата увеличилась на 1,4%, напоминают эксперты.

По мнению экспертов, топливо в республике стоит не так уж дешево, если сравнивать доходы казахов и европейцев.

«Дело ведь не в стоимости литра топлива, а в уровне доходов населения. Если в Германии на среднюю зарплату можно купить около 3,1 тыс. л бензина, то в России – 730 л, Казахстане – всего 680 л. Таким образом, министр, снимая с себя ответственность, перекладывает ее на Россию и мировой рынок», – подчеркивают эксперты.

Аналитики считают, что властям необходимо тщательно разбираться и с деятельностью монополистов на рынке ГСМ, и с отдельными нормами в рамках ТС (если они создают системные проблемы на внутреннем рынке), и с переработкой сырья на НПЗ.

«Государству, которое сегодня контролирует все три НПЗ, следует отказаться от принципа их работы на давальческой нефти. По экспертным оценкам, при этой схеме объем выплачиваемых налогов снижается более чем в два раза, а доходность самих НПЗ – почти в 20 раз. Для полной загрузки мощностей и увеличения доходности НПЗ достаточно создать государственный нефтяной резерв и обязать добывающие компании поставлять в него определенные объемы нефти. Причем до тех пор, пока они не выполнят своих обязательств, на вывозимое за рубеж сырье начислять повышенную экспортную пошлину. Кроме того, следует безотлагательно заняться строительством современного НПЗ, продукцию которого, после насыщения внутреннего рынка, можно будет и экспортировать», – заключают эксперты.

По их мнению, инструментом регулирования может служить скупка и продажа нефтепродуктов в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен. Тем более что участие государства в обеспечении энергетической безопасности характерно для любой страны с рыночной системой.

Напомним, в 2010 г. сообщалось, что «КазМунайГаз» планирует к 2014 г. реконструировать и модернизировать все три НПЗ республики – Атырауский, Шымкентский НПЗ и Павлодарский НХЗ и довести их суммарную мощность до 17 млн т/г.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх