Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) существует уже три года, но в последнее время интерес к этой площадке со стороны чиновников, производителей и потребителей топлива резко вырос. Глава биржи Сергей Маслов в интервью РБК daily рассказал о том, как бензиновый кризис отразился на работе биржи, какие имеются недопонимания с ФАС и о планах по торговле нефтью и газом.
— Предпосылкой дефицита бензина, который наблюдается до сих пор в ряде регионов страны, называли биржевую торговлю нефтепродуктами. А именно наличие сговора между ВИНК. Как вы считаете, есть основания говорить, что это стало одной из причин?
— Называть причиной дефицита бензина в стране работу биржи — это все равно что ругать градусник из-за того, что он показывает повышенную температуру. Наличие сговора на том или ином рынке устанавливает ФАС по результатам проводимых ею проверок. Биржа — сервисная организация, которая предоставляет свою торговую систему для всех участников рынка, совершающих в процессе торгов сделки, при этом биржа эти сделки регистрирует и показывает, куда движется цена. Законом о биржевой торговле нам прямо запрещено устанавливать цену на товары, реализуемые в ходе биржевых торгов. На бирже сделано все, чтобы торги были обезличены, соблюдалась полная конфиденциальность в условиях существующего рынка. Для нас все сделки обезличены.
Говорить о том, что цены на бензин росли по причине наличия большого количества договорных сделок между аффилированными между собой компаниями, неправильно. Во-первых, мы долгое время добивались того, чтобы все компании — участники рынка вышли на биржу. Во-вторых, биржа не в состоянии самостоятельно определить аффилированность того или иного лица по отношению к ВИНК. Это опять же работа ФАС.
Для того чтобы не было продаж своим дочерним сбытовым компаниям по договорным ценам, мы ввели предторговую 15-минутную сессию, когда выставляются только заявки одной направленности, например на покупку. По завершении 15 мин. выставляют заявки на продажу продавцы, и с этого момента разрешено совершение сделок. В результате сделка заключается с тем покупателем, чья заявка лучше по цене, и тут уже абсолютно неважно, чья компания купила объем, так как покупатель был в равных условиях с другими участниками торгов. Рост цены на товар обусловлен другими факторами — в первую очередь недостатком предложения. Сейчас спрос существенно превышает предложение, и бензин на бирже в достаточном количестве отсутствует. По этой причине растет цена на товар.
— Есть мнение, что на бирже невозможно торговать маленьким компаниям, так как слишком большие лоты. Кто в основном торгует на СПбМТСБ и каковы условия работы на бирже?
— Среди наших участников есть маленькие и большие компании — независимые сети АЗС, автобазы, авиакомпании, металлургические заводы и даже индивидуальные частные предприниматели. Стоимость участия в торгах для любой компании минимум 50 тыс. руб. за полгода, что составляет 8300 руб. в месяц. Биржевой сбор составляет всего 0,06%, включая НДС. Лоты у нас по 60 т. То есть, если продавец выставил 2000 т продукта, а трем покупателям нужно 180, 60 и 500 т, то 2000 т будет дробиться на 180, 60 и 500 т и на торгах останется 1260 т, выставленных к продаже. Так что мнение о невозможности торговать на бирже маленьким компаниям ошибочно.
— Как крупные и мелкие игроки рынка реагируют на повышение цены в условиях дефицита товара на бирже?
— Пытаются найти необходимый товар и объем на внебиржевом и биржевом рынках. Предлагают лучшую цену. Крупному потребителю, который не может остановить свое производство, ничего не остается делать, как увеличивать цену спроса и пытаться забрать весь объем. Небольшому потребителю тяжело конкурировать по цене. Но бывает и обратная ситуация. Есть группы товаров, по которым нет ажиотажного спроса. На бирже растет цена на бензин ввиду его отсутствия, но падает цена на дизельное топливо и авиакеросин в связи с избытком предложений. Как видите, рынок саморегулируется за счет спроса и предложения. Проблема в сбалансированности. Сбалансированность спроса и предложения может достигаться за счет работы на бирже маркет-мейкеров, которые в моменты повышения цены выбрасывают необходимое количество товара, а в момент его профицита скупают, тем самым балансируя спрос и предложение.
— А в правительстве идея создания института маркет-мейкера обсуждается?
— В правительстве обсуждаются сейчас многие идеи, которые могут реально помочь в вопросе стабилизации рынка. И эта в том числе. Мое мнение — основным институтом маркет-мейкеров могут быть сами нефтяные компании. Имея свой резервуарный парк, у них есть возможность как покупать, так и продавать товар на рынке в моменты его нехватки или большого количества, тем самым регулируя цены. Такое регулирование лежит в плоскости не только государства, но и самих компаний. Эффективно планировать бизнес и производство можно только при стабильном и предсказуемом рынке.
— Раньше обсуждался вариант создания маркет-мейкера на базе Росрезерва.
— Это хороший вариант, но очень сложно реализуемый. Росрезерв — закрытая организация. Для того чтобы Росрезерв был маркет-мейкером, нужно менять законодательство и подключать базу Росрезерва к базе «Транснефтепродукта».
— Недавно вы заявили, что ваша биржа готова начать торги нефтью. Когда все-таки это произойдет? Можно подробнее рассказать об этих торгах и о дальнейшей перспективе торгов нефтью?
— Биржа к торгам нефтью готова полностью. У нас открыта секция нефти, написаны правила, утверждена спецификация и аккредитованы продавцы и покупатели. Нефть мы планируем продавать только находящуюся в системе «Транснефти». Эта нефть имеет стабильное качество, и только она может быть биржевым товаром. Как только компании будут готовы выставить товар на торги, мы в тот же момент их начнем. Перспектива — фьючерсы на сырую нефть, но это будет возможно сделать только тогда, когда начнут заключаться либо регистрироваться на бирже сделки с реальной нефтью. Это необходимо, для того чтобы фьючерсному контракту было на что ориентироваться.
— СПбМТСБ должна стать площадкой биржевой торговли газом. Когда должны начаться торги? На какой стадии проработки находится этот вопрос?
— Биржа готова к организации торгов газом как по технологии спот, так и по технологии поставочных фьючерсных контрактов. По нашему мнению, схема организации торгов газом в форме поставочных фьючерсов имеет ряд существенных преимуществ для участников и может быть запущена быстрее. Необходимо постановление правительства по торговле газом на бирже.
— ФСФР рассчитывает сразу переводить все объемы газа на биржевую площадку, а Минэнерго предлагает постепенный переход. Какой вы видите выход из ситуации?
— Самый правильный подход — сразу собрать всех участников в одном месте и в одно время. Только это даст максимальную ликвидность, а значит, и прозрачное рыночное ценообразование. В этом смысле если мы все равно идем к бирже, то промежуточные станции только удлинят время в пути.
— ФАС заявила, что торги на двух нефтепродуктовых биржах, в том числе СПбМТСБ, проходят с нарушениями.
— На нашей бирже нет и не было нарушений. У специалистов ФАС были вопросы относительно того, как происходят торги с технической точки зрения. Они присутствовали на торгах, видели весь механизм работы биржи как бы изнутри. Мы также направили разъяснения по тем вопросам, которые были заданы, и все разъяснили. Кстати, биржа с 2008 года работает с ФАС в постоянном режиме, и у ведомства есть возможность наблюдать за биржевыми торгами в режиме online с самого начала работы биржи. В последнее время, мне уже кажется, проверки ФАС проходят чуть ли не еженедельно. Это очень отвлекает наших специалистов от работы. Тем более что каждое вмешательство в систему торгов с целью получения интересующей ФАС информации негативно сказывается на работе самой электронной системы.
— ФАС до сих пор не признает биржевые цены рыночными. Как вы думаете, почему они заняли такую позицию?
— Вопрос о признании ФАС биржевых цен рыночными волнует не только биржу, но и участников рынка. Если в 2008 и 2009 годах ФАС ставила условия такого признания, как участие в биржевых торгах большего количества участников, обязательное количество сделок не менее десяти в день, то сейчас биржа выполнила и даже перевыполнила все эти условия. В 2010 году участниками торгов стали более 600 компаний, через биржу было продано 5 млн т нефтепродуктов и было совершено 9 тыс. сделок. За пять месяцев этого года участниками торгов являются более 830 компаний, среди которых большое количество конечных потребителей, брокеров, у которых, в свою очередь, бывает по 1000 клиентов. С начала года на бирже продано 4,7 млн т нефтепродуктов, ежемесячно совершается более 1 тыс. сделок. Сегодня на СПбМТСБ торгуют все нефтяные компании страны, включая НПЗ, не входящие в структуры ВИНК. Думаю, что ФАС не признает биржевые цены рыночными, потому что хочет контролировать и управлять ценообразованием на рынке нефтепродуктов. Ведь если нефтяные компании продают товар на открытых торгах, то претензий по цене у антимонопольного органа быть уже не может.
— Как вы считаете, 15-процентный объем для биржевых торгов — это мало или достаточно?
— Если смотреть с точки зрения ликвидности биржевого рынка для создания ценовых индикаторов, то этого может вполне хватить. Но, мое мнение, необходимо сделать нефтепродукты биржевым товаром, как это сделано во многих странах, в том числе и у наших соседей, и продавать на бирже все 100%.
— И что эта мера может дать в итоге?
— Во-первых, все участники рынка и государство будут знать, что никаких других непонятных схем покупки и продажи не существует и нет на рынке цены, которая формируется где-то и кем-то. Во-вторых, все сделки будут совершаться открыто, что также будет способствовать формированию прозрачного и понятного ценоопределения. В-третьих, эта мера упрощает работу регуляторов, которым достаточно будет лишь наблюдать за ходом биржевых торгов и отслеживать тенденции цены с целью принятия решения по увеличению или снижению экспортных пошлин для насыщения внутреннего рынка, а главное, позволит создать рыночный механизм регулирования.
— Сколько компаний регистрируют свои внебиржевые контракты? Как эти данные будут использоваться биржей?
— Пока три компании предоставляют данные по внебиржевым сделкам. В перспективе на основе данных по внебиржевым сделкам СПбМТСБ планирует усовершенствовать систему ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты, что позволит сделать рынок нефтепродуктов более прозрачным и открытым. Информация о ценах внебиржевого рынка ляжет в основу внебиржевых и сводных индикаторов на различные группы товаров. Данные индикаторы будут востребованы не только регуляторами и органами власти для статистики и налогообложения, но и самими участниками рынка для планирования производственных и торговых операций любого масштаба. Также это будет способствовать развитию срочного рынка СПбМТСБ, на котором уже сейчас торгуются поставочные фьючерсные контракты на дизельное топливо и планируется дальнейшее расширении линейки срочных инструментов.
— Еще какие-нибудь новые продукты планируете запустить?
— Планируем запустить фьючерс на бензин.
— Прошло три года с момента получения биржей лицензии ФСФР. Как вы оцениваете проведенную работу? Все ли удалось сделать?
— Биржа — большой и серьезный проект, направленный на устранение нерыночных, коррупционных схем. Если бы этот проект не поддерживал вице-премьер Игорь Сечин, то биржи не было бы. Нам лишь удалось реализовать те задачи, которые перед нами были поставлены правительством. Хотел бы отметить, что тот высокопрофессиональный коллектив, который нам удалось собрать для строительства биржи, также внес огромный вклад в реализацию этого проекта. Именно коллектив единомышленников, чувствуя поддержку на самом высоком уровне, с огромной самоотдачей смог запустить в России товарную биржу. Нам за три года удалось запустить торги нефтепродуктами, поставочными фьючерсными контрактами, организовать и провести торги в секциях энергоносителей и зерна, открыть секции сырой нефти, газа и леса, запустить механизм регистрации на бирже внебиржевых сделок и, главное, привлечь участников торгов к работе на бирже. Участники рынка поверили в биржевую торговлю и сейчас активно используют те механизмы, которые мы для них создали. Биржа доказала свою работоспособность. Не могу утверждать, что мы сделали все, потому что еще будут и другие задачи, но биржевая площадка полностью готова к работе.
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.