Буквально еще три года назад стоимость строительства в государственных и муниципальных контрактах определялась так называемой открытой ценой. Рекомендательный характер сметных нормативов и отсутствие утвержденных оценочных механизмов не позволяли с достаточной точностью определять конечную стоимость строительства. Фактически она определялась уже в ходе работ на основе территориальных единичных расценок. В результате стоимость проектов, оплачиваемых из бюджета, от стадии проектирования до стадии завершения строительства могла увеличиваться в 2-3 раза.
Отсутствие единых нормативов для стадии бюджетного планирования и проектирования объектов, отсутствие ответственности сторон за завышение в том или ином виде стоимости отдельных этапов работ оставляли широкое поле деятельности для коррупции. В итоге было решено передать вопросы регулирования расходов государственных средств на строительство под контроль Министерства регионального развития РФ. Министерство регионального развития сконцентрировало свои усилия на разработке сметных нормативов, позволяющих с определенной степенью точности рассчитывать затраты для каждой стадии проекта.
Еще одним серьезным шагом государства по улучшению ситуации с расходованием бюджетных средств стало введение обязательных электронных аукционов. Однако процедура аукционов оказалась недостаточно отрегулированной и строители подняли вопрос о целесообразности использования аукционных торгов в области строительных проектов. В частности, указывалось, что электронные торги не защищены от целенаправленного демпинга и никоим образом не гарантируют, что работы по подряду будут проведены на достаточном качественном уровне.
О том, эффективны ли усилия по снижению стоимости строительства и о недостатках ФЗ-94 мы поговорим с генеральным директором СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрием Мурзинцевым.
— Дмитрий Леонидович, почему, по Вашему мнению, ФЗ 94 до сих пор не дал ожидаемого результата? Почему так и не удалось добиться заметного снижения стоимости строительства?
Возможно, ответ прозвучит достаточно неожиданно, но, на мой взгляд, потому что закон совершенно не защищает заказчика. Даже наоборот, он ставит заказчика в зависимое положение.
Как сегодня проводятся электронные аукционы? Сегодня победителем становится тот, кто предложил минимальную цену. Доходит до абсурда: некоторые недобросовестные фирмы объявляют цену, которая на деле ниже себестоимости строительства. По действующей редакции закона заказчик вынужден заключать такой заведомо невыгодный договор. Если работы по такому договору начинаются, государство вынуждено финансировать проект до его завершения. Зачастую итоговые расходы значительно превышают те суммы, которые на торгах предлагались конкурентами недобросовестного подрядчика. В иных случаях работы вообще не проводятся и заказчик не получает требуемого объекта. Такие ситуации не единичны, они исключают возможность качественного строительства и катастрофически осложняют планирование расходов.
— Как же противодействовать демпингу?
Хороший вариант, который предложил Федеральный центр ценообразования – введение так называемой расчетной минимальной цены контракта. Расчетная минимальная цена контракта рассчитывается по сметным нормативам и представляет из себя некую пороговую цену, ниже которой участники торгов не могут опуститься без выполнения определенных дополнительных условий. Если участник аукциона объявит цену ниже расчетной минимальной, он должен будет предоставить банковскую гарантию и развернутое обоснование такой цены.
Имея в распоряжении расчетную минимальную цену контракта, можно планировать расходы, значительно снизить коррупционную составляющую и выйти, наконец, на достойное качество строительства и высокий уровень безопасности возводимых сооружений. Однако перед этим нужно провести большую и кропотливую работу.
— Какого рода работу?
Для того чтобы рассчитать минимальную цену контракта, нужно опираться на современные сметные нормативы и методики расчета. Многие отраслевые нормативы сильно устарели и методически не соответствуют требованиям электронных аукционов. Прежде чем переходить к использованию в качестве критерия минимальной расчетной цены контракта, следует привести в соответствие базовые документы.
Что необходимо заказчику? Ему необходимо подсчитать, сколько может стоить объект. На стадии бюджетного планирования государственному заказчику нужно определиться с предельными показателями затрат, без конкретизации, без указания конструктивных решений.
Далее, уже на стадии проектирования, когда появляются конкретные инженерные решения, понадобятся нормативы цены конструктивных решений.
Нормативы цены строительства и нормативы цены конструктивных решений позволяют с достаточной точностью формировать цену контракта. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки сформировать современные нормативы для всех отраслей строительства. К счастью, не нужно проводить всю работу, что называется, «с нуля». Необходимо созвать экспертные отраслевые комиссии и подготовить отраслевые документы с учетом их опыта и мнений на базе уже существующих наработок.
Я считаю, что в формировании строительных нормативов должны совместно участвовать и строители и проектировщики. При этом система нормативов должна быть стандартизированной и единой. Только тогда нам удастся перейти к более-менее прозрачному ценообразованию.
Конечно же, как представитель энергетической отрасли я особенно заинтересован в обновлении отраслевых индексов по энергетике для объектов сетевого хозяйства и генерации. В энергетическом строительстве большая часть проектов – объекты большой стоимости, поэтому для энергетиков переработка сметных нормативов является вопросом особой важности.
Подводя итог всему сказанному выше, хочется отметить, что в конечном итоге снижение стоимости строительства не самоцель. Вся строительная отрасль заинтересована не просто в снижении, а в оптимизации расходов, которая будет сопровождаться снижением коррупции, повышением качества строительства объектов, развитием производства и технологий, внедрением инноваций. Только поэтапная, продуманная совместная работа в этом направлении позволит системе ценообразования в строительстве эволюционировать безболезненно.
Мы в телеграм:
В Саратовской области реконструированы 4 ПС 35-110 кВ
ПС «Рукополь», «Милорадовка», «Ивановка» и «Привет» в Краснопартизанском, Балаковском и…
В Приангарье рассчитывают экспортировать уголь в восточном направлении на уровне 2024г
Правительство Иркутской области планирует, что экспорт угля из региона в…
Сокращение потерь газа зафиксировано в 4-х регионах РФ
В Нижегородской, Пензенской, Тюменской, Владимирской областях.
В 2024г РусГидро увеличило мощность ГЭС на 33,5 МВт
Обновлено 8 гидроагрегатов общей мощностью 511 МВт на 6 ГЭС.
С начала отопительного сезона Европа отобрала из ПХГ более 40 млрд куб м газа
Запасы газа вПХГ Европы опустились ниже 61%, а суточный отбор…
На НПС «Вагай» в Тюменской области после реконструкции введен в эксплуатацию резервуар для хранения нефти
В рамках реконструкции объекта проведен комплекс работ по полной замене…