Новости энергетики 16+

Дизельное топливо пройдет через ФАС

Федеральная антимонопольная служба может возбудить новые дела против нефтяных компаний, если подтвердится факт сговора на рынке дизельного топлива, сообщил глава ведомства Игорь Артемьев. В последнее время зимнее дизтопливо стало самым дорогим видом нефтепродуктов. Не спасают даже биржевые площадки, которые создавались, чтобы удерживать монополистов от повышения цен, пишет РБК daily.

До 6 февраля ФАС рассчитывает закончить расследование на рынке дизельного топлива и горюче-смазочных материалов (ГМС) в связи с возможным завышением цен, сообщил вчера глава ведомства Игорь Артемьев на правительственном часе в Госдуме. «У нас действительно возникают цифры, которые говорят о признаках антимонопольных нарушений в этой сфере. Мы сейчас завершаем сверку цифр. И, кроме того, примерно половина нефтяных компаний дала нам ответы, а вторая половина досылает свои данные», — сказал он.

Представитель ЛУКОЙЛа сообщил, что компания готова предоставить ФАС обоснование экономического расчета и роста цен, другой вопрос — согласится ли с ним ведомство. «Значительное повышение цен на дизтопливо — это мнение ФАС, мы так не считаем, но признаем, что последнее время цены на нефте­продукты растут», — считают в компании.

Дизтопливо в рознице уже стоит дороже Аи-92, а в ряде регионов и Аи-95. С начала года солярка подорожала на 4,4% (25,18 руб. за литр), а на спотовом рынке — на 5,6% (28,98 тыс. руб. за тонну). Никогда дизтопливо не стоило дороже Аи-95, замечает директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. По его словам, разница между стоимостью летнего и зимнего дизельного топлива на европейской части России составляет 6387 руб. за тонну, что говорит о перегрето­сти рынка.

Компании нефтегазового сектора утверждают, что рост цен на топливо справедлив, обосновывая это ростом мировых цен на нефть и тем, что цена регулируется не государством, а рынком — балансом спроса и предложения, говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Елена Котелкина. «Но динамика наших и мировых цен должна совпадать. Если российская цена идет вслед за мировой, то это не указывает на нарушение антимонопольного законодательства», — добавляет она.

Игорь Артемьев обратил также внимание на ситуацию с ростом стоимости на биржах, где топливо продается фактически по тем же оптовым ценам. Последний факт для нефтяных компаний является весомым аргументом в обосновании роста стоимости топлива, ведь биржа должна была стать ориентиром при определении справедливой цены на российском рынке нефтепродуктов. ФАС попросила Федеральную службу по финансовым рынкам проверить обоснованность биржевых цен на нефтепродукты, в частности, не было ли совершено адресных сделок.

Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов пояснил, что в последние два-три месяца наблюдается острый дефицит предложений со стороны продавцов на зимнее дизельное топливо и авиатопливо. «В связи с этим цены на биржевом и внебиржевом рынках диктует продавец. Количество заявок на покупку по отдельным биржевым инструментам превышает предложение в три-четыре раза», — говорит он. Что касается адресных сделок, то их количество на СПбМТСБ не превышает 0,6% от общего количества сделок, которые в ценовых индексах не учитываются. На бирже российские нефтяные компании продают всего около 9% нефтепродуктов от всего объема, реализуемого в России.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх