Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Минэкономики обнародовало написанный для правительства доклад о практике использования института саморегулируемых организаций (СРО) в российской экономике. Ведомство заявляет, что стараниями строительных лоббистов статус СРО за последние два года был размыт, и просит у Белого дома возможности зачистить отраслевое законодательство, позволяющее придавать СРО любые формы. Кроме того, ведомство хотело бы оживить «омертвленные» компенсационные фонды СРО, средства которых идут на возмещение ущерба лишь в единичных случаях, пишет «Коммерсантъ».
Согласно объемному (240 страниц) докладу Минэкономики, в России действуют 673 саморегулируемые организации: 525 из них созданы в отраслях, где членство участников рынка в СРО является обязательным (строительство, оценочная деятельность, аудит, теплоснабжение), 421 объединение, то есть две трети от их общего количества,— в строительной сфере (включая инженерные изыскания и проектирование). Минэкономики отмечает, что на рынках, на которых участие в объединениях не является обязательным, авторитетные бизнес-ассоциации (сельхозпроизводителей, страховщиков, риэлторов, рестораторов) зачастую не спешат получать статус СРО. Причина — отсутствие ощутимых стимулов для изменения статуса и нежелание формировать обязательные для СРО компенсационные фонды.
Доклад выражает плохо скрываемое недовольство Минэкономики строительными лоббистами, которые в 2008 году переписали законодательство о СРО в свою пользу. Принятые с их подачи в 2008 году поправки к Градостроительному кодексу «переосмыслили» концепцию базового закона «О саморегулируемых организациях» — теперь любой отраслевой закон может ввести собственные требования к «своим» СРО. В итоге сейчас в отраслевом законе можно определить структуру саморегулируемой организации, не имеющую ничего общего с описанными в базовом законе «классическими» СРО, жалуется правительству на лоббистов ведомство Эльвиры Набиуллиной. По мнению чиновников, именно такова сейчас ситуация со строительными СРО. «Негативное впечатление от системных проблем саморегулирования в области строительства автоматически переносится на всю сферу саморегулирования в целом»,— огорчены авторы доклада.
Помимо противоречий между базовым и отраслевыми законами, Минэкономики в качестве проблем СРО называет отсутствие процедуры рассмотрения жалоб и компенсаций третьим лицам, пострадавшим от деятельности членов СРО. Указано и на фактическое «омертвление» средств компенсационных фондов: в теории этими деньгами должен гаситься ущерб в случае нехватки у участника СРО собственных средств и сумм покрытия по профессиональной страховке, но на деле случаи подобных выплат единичны и происходят только по суду. Еще одна выявленная прореха законодательства — недостаточность требований к раскрытию информации о СРО и ее членах.
Все недостатки Минэкономики готово оперативно исправлять, если на то будет воля правительства. В докладе предложено поручить ведомству до 1 марта 2011 года подготовить поправки в базовый закон о СРО. Среди прочего они определят закрытый перечень особенностей, которыми могут обладать отраслевые СРО. К 1 февраля Минэкономики готово представить поправки в Кодекс об административных правонарушениях, уточняющие санкции за нарушение законодательства для руководства СРО, а к 1 апреля — внести поправки в отраслевое законодательство, определяющие «обоснованные особенности» создания СРО на отдельных рынках и вводящие переходный период для приведения этих документов в соответствие с обновляемым базовым законом.
Кроме предложений по зачистке законодательства, доклад содержит анализ практики использования СРО в разных секторах экономики. В сфере арбитражного управления рекомендовано ввести солидарный механизм компенсационного фонда и уточнить статус СРО в судебных процессах. Аудиторским СРО «прописано» введение страхования профессиональной ответственности. Для строителей предложено ликвидировать уведомительный порядок регистрации как «не обеспечивающий необходимый уровень безопасности». Наконец, вглядываясь в перспективу, ведомство нашло еще четыре сферы, которые можно было охватить саморегулированием,— это деятельность управляющих недвижимостью, патентных доверенных, актуариев и кадастровых инженеров.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…