ЭнергоНьюс

Новости энергетики

ВСТО — вызов ОПЕК на азиатских рынках

Новый нефтепровод ВСТО стоимостью 27 млрд долларов, транспортирующий нефть из недр Сибири, может сделать Россию более предпочтительным поставщиком сырья для стран Восточной Азии нежели страны ОПЕК. Об этом говорится в статье, опубликоанной в Wall Street Journal.

“Одним из стратегических вызовов на долгосрочную перспективу является то обстоятельство, что трубопровод ВСТО представляет собой прямую конкуренцию ОПЕК на рынках Китая, Кореи и Японии», — говорит Эндрю Рид из Energy Security Analysis Ltd.

До последнего времени у рынка Дальнего Востока не было своего регионального источника нефти. Трубопровод ВСТО, строительство которого началось в 2006 году после почти что 10 лет проектирования и переговоров, уже сегодня может революционизировать способы получения местными переработчиками сырой нефти. У них появляется больше опций ее поставок, что позволит, возможно, пересмотреть некоторые контракты со странами ОПЕК.

В свои лучшие времена ОПЕК стремилась проникнуть на рынки промышленно развитых стран, однако в течение долгого времени она постепенно теряла свою долю по отношению к независимым производителям нефти, таким как Россия и страны бывшего СССР. Ослабление этой позиции стало особенно заметным в минувшем году, когда картель умолял независимых производителей присоединиться к квотам на нефтедобычу.

По мнению Эндрю Рида, нефть из ВСТО может также заменить ближневосточную и из-за более низкого содержания серы, чем в нефтях с Ближнего Востока. А большинство НПЗ в Восточной Азии рассчитаны именно на переработку низкосернистой нефти. Также нефть ВСТО сможет компенсировать спад во внутренней нефтедобыче в Китае.

Нефть марки ESPO (ВСТО) представляет собой бленд (смесь) из нефтей, добываемых на месторождениях “Верхнечонское”, “Талакан” и “Ванкор” .

После полного окончания строительства трубопровода его протяженность составит 4,875 км от Тайшета в Прибайкалье до порта Козьмино. Пока что действует ветка протяженностью 2757 км от Тайшета до станции Сковородино, где нефть перегружается в железнодорожные цистерны. Оставшиеся 2100 км ВСТО должны быть построены до 2012 года.

Именно ВСТО помог восстановить объем добычи нефти в России, упавший после распада СССР.

На первом этапе мощность ВСТО составит 600 тыс. баррелей в сутки, а мощность в 1 млн баррелей в сутки может быть плавно достигнута к 2013 году. Эта величина сравнима с нынешним экспортом нефти Саудовской Аравией в Китай. Позднее ожидается увеличение мощностей до 1,6 млн баррелей в сутки.

Большое значение имеет также ответвление от Сковородино до китайского города Дацин протяженностью 1000 км. Оно будет закончено в третьем квартале этого года, и по нему будет транспортироваться 300 тыс. баррелей нефти в сутки. Дополнительная нефть из Сибири меняет и китайскую тактику закупок топлива, поскольку теперь прямо у порога Китай имеет высококачественный углеводородный энергоноситель. По мнению Клэренса Чу, аналитика из Hudson Capital, Китай желает обеспечить себя как можно большими резервами нефти, поскольку спрос на нее растет на 3-5% ежегодно.

“Китай будет покупать нефть до тех пор, пока будет сохраняться примлемая цена на нее, даже несмотря на формирование значительных запасов, — утверждает этот аналитик, — и именно китайские закупки будут поддерживать мировые цены на нефть.»

Западносибирская нефть добывается с 70-х годов предыдущего столетия и поставляется по трубопроводу “Дружба” в Европу. Однако отсутствие инфраструктуры долго оставляло ресурсы Восточной Сибири недоисследованными, в то время как месторождения на западе Сибири достигли фазы зрелости.

Анализ трейдерской активности демонстрирует растущую популярность российской нефти марки ВСТО. Ее поставки за последние недели достигли самого высокого уровня с момента, как они начались в ноябре 2009 года.

“Это обстоятельство определенно ослабит позиции ОПЕК на азиатских рынках”, – полагает Джулиан Ли, главный аналитик из Центра глобальных энергетических исследований в Лондоне.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх