ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Белоруссия ударила по транзиту

В ответ на снижение «Газпромом» по­ставок газа в Белоруссию на треть Минск решил вообще прекратить его транзит европейским потребителям. Впрочем, белорусский президент Александр Лукашенко уверяет, что уже нашел деньги для погашения долга — занял у друзей. Если конфликт затянется, экономические убытки могут стать очень значимыми для «Газ­прома», прогнозируют эксперты, пишет РБК daily.

Белоруссия не стала церемониться с «Газпромом», который вчера снова уменьшил объем поставок топлива, и перекрыла транзит российского газа через свою территорию. Такое заявление сделал вчера белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Свою позицию глава государства объяснил: в этом году «Газпром» не заплатил «ни копейки» за транзит газа.

Помимо заморозки транзита газа Белоруссия обещает начать отбор топлива из транзитной трубы, если «Газпром» продолжит дальнейшее ограничение. Письмо с таким содержанием получил концерн от вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко. «Газпром» этого не понял. «Это не просто наш газ! Это наша труба, принадлежащая «Газпрому» на правах собственности!» — возмущался действиями белорусской стороны официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Предложение Александра Лукашенко выглядит логичным — произвести взаимозачет долгов, тем самым конфликт будет исчерпан. Так, долг Белоруссии перед «Газпромом» составляет 192 млн долл., а монополии перед «Белтрансгазом» — 260 млн долл. (накануне речь шла еще о сумме 217 млн долл.). Получается, что Москва остается должна Минску еще 70 млн долл., подсчитал глава белорусского государства.

Тем не менее, не веря в такой вариант развития событий, Александр Лукашенко деньги на погашение долгов уже нашел. «Я одолжил деньги у друзей, и в ближайшее время мы рассчитаемся за газовый долг», — сказал он.

Пока потребители «Газпрома» получают газ в полном объеме, несмотря на заявление Минска, говорит официальный представитель компании Сергей Куприянов. Однако возможные альтернативные варианты транзита концерн не может не рассматривать. «Прежде всего это украинские мощности, использование газа из подземных хранилищ (ПХГ) Европы, а также спотовые рынки», — перечислил г-н Куприянов.

Между тем Европа уже оценила возможные потери. Как сообщила представитель Еврокомиссии Марлин Холцнер, в результате очередных газовых споров почти 6,25% по­требителей могут пострадать. В итоге вчера Еврокомиссия провела экстренное совещание, посвященное этому вопросу.

В понедельник с одобрения российского президента Дмитрия Медведева «Газпром» снизил объемы поставки газа в Белоруссию на 15% от суточного плана. Вчера — еще на 15%. Постепенно этот показатель может быть увеличен до 85%, соразмерно долгу Белоруссии. При этом стороны кивают на взаимные долги: «Белтрансгаз» за полученный российский газ, а «Газпром» за транзит по белорусской территории.

Причина конфликта гораздо глубже, полагает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. «С точки зрения бизнеса сложившаяся ситуация абсолютно непонятная. Очевидно, что «Газпром» выступает в качестве инструмента в каком-то более высоком торге», — говорит он. Однако при этом главной проигравшей стороной остается именно «Газпром». «В случае долгого конфликта экономические убытки могут стать очень значимыми для госкомпании», — добавляет г-н Назаров. Не говоря уже о том, что восстанавливать свое реноме в этот раз монополисту будет гораздо сложнее, чем в «войне» с Украиной.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх