Актуально
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компанииРФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контрактуСовет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050гОперационная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 летКольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтчСовет директоров Мосэнерго в январе рассмотрит рекомендацию по дивидендам-2024
Государство, регулярно предъявляющее претензии к инвестпрограммам энергокомпаний, наконец получило инструмент давления на инвесторов. НП «Совет рынка» утвердило согласованные с энергетиками формы договоров на поставку мощности. Они должны обязать ОГК и ТГК под угрозой финансовых санкций исполнять инвестпрограммы. Но при этом компании, построившие в срок новые энергоблоки, в течение 15 лет могут рассчитывать на гарантированные высокие доходы, пишет газета «Коммерсантъ».
Наблюдательный совет НП «Совет рынка» (регулирует оптовый и розничный энергорынки) вчера утвердил стандартные формы договоров на предоставление мощности (ДПМ). Это означает, что генерирующие компании (ОГК и ТГК) могут начать процесс подписания ДПМ по энергоблокам, которые должны быть построены в рамках обязательных инвестпрограмм. В «Совете рынка» отметили, что срок, к которому предполагается завершить подписную кампанию, не назывался.
Первые ДПМ были разработаны еще руководством РАО «ЕЭС России» (ликвидировано с 1 июля 2008 года). Они заключались с выделяемыми из РАО ЕЭС генкомпаниями при их продаже новым собственникам и должны были стать инструментом давления на инвесторов ОГК и ТГК, устанавливающим сроки и объемы вводов новой генерации, а также штрафы за их невыполнение. Но после ликвидации энергохолдинга «старые» ДПМ были сочтены юридически не совершенными.
Правительство в 2009-2010 годах неоднократно высказывало претензии к генкомпаниям по исполнению инвестпрограмм. В частности, в феврале Владимир Путин жестко критиковал владельцев энергокомпаний за срыв сроков по строительству новых мощностей и нецелевое расходование средств. Новые ДПМ оговаривают новые сроки ввода блоков и штрафные санкции. Но также они предусматривают повышенные выплаты за мощность, которые в течение 15 лет должны компенсировать инвесторам большую часть их вложений.
В ДПМ две части. Во-первых, генкомпания заключает агентский договор с ЗАО «Центр финансовых расчетов» (ЦФР), которое занимается расчетами взаимных обязательств участников оптового рынка. ЦФР, в свою очередь, обязуется заключать договоры на поставку мощности с покупателями. Сторонами агентского договора являются также «Совет рынка», «Системный оператор ЕЭС» (управляет единой энергосистемой России) и ОАО «Администратор торговой системы» (организует работу оптового энергорынка, ЦФР является его дочерней структурой). Участие Минэнерго и других министерств и ведомств в подписании ДПМ не предусмотрено.
Для блоков, которые будут вводиться после 1 января 2011 года, вводится особая форма договора. По ней генкомпании под угрозой штрафов обязаны отчитываться перед ЦФР о ходе строительства. Для уже введенных блоков ДПМ фактически подписываются задним числом, и штрафов не предусматривается. При неисполнении ДПМ или опоздании более чем на год предусмотрена продажа мощности по низкому регулируемому тарифу и штраф в размере 25% от стоимости строительства.
Прежние финансовые параметры ДПМ при утверждении стандартных форм договоров не пересматривались, утверждают в «Совете рынка». Ранее для расчета выплат за мощность по ДПМ были утверждены типовые вложения на строительство 1 кВт мощности, типовые операционные расходы и средневзвешенная стоимость капитала (WACC) в 14%. В зависимости от вида топлива, региона строительства и мощности нового энергоблока возводимые по ДПМ станции могут рассчитывать на выплаты от 494 тыс. до 1,78 млн руб. за МВт в месяц.
Параметры ДПМ согласованы со всеми генераторами, поэтому не стоит ожидать, что какая-либо из компаний не подпишет договоры, считает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он добавляет, что высокие выплаты по ДПМ однозначно выгоднее для генкомпаний, чем работа на долгосрочном рынке мощности (ДРМ). Эксперт поясняет, что проблема состоит в возможности введения потолка цен на ДРМ, который ограничит ежемесячные выплаты в 2011 году 118,1 тыс. руб. за МВт в европейской ценовой зоне и 126,4 тыс. руб. в Сибири. Под вопросом оказалась и окупаемость тех новых мощностей, которые в последние годы строились инвесторами самостоятельно, добавляет Сергей Пикин. По мнению Сергея Бейдена из ИФК «Метрополь», строительство новых мощностей без ДПМ сейчас является весьма рискованным, и в ближайшее время вряд ли генкомпании будут заниматься такими проектами.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Российские акционеры NIS намерены как можно скорее урегулировать ситуацию вокруг компании
Минэкономразвития РФ держит ситуацию вокруг NIS на особом контроле.
РФ и Сербия продолжают переговоры по газовому контракту
Белград рассчитывает на заключение долгосрочного соглашения.
Совет директоров Русгидро принял проект стратегии развития группы до 2050г
Стратегия направлена на устойчивое развитие производства электрической и теплоэнергии, обеспечение…
Операционная деятельность ДГК должна выйти на безубыточность за 5 лет
Ожидаемый результат работы АО „ДГК“ за 2025г в ценовой зоне…
Кольская АЭС досрочно выполнила задание ФАС по выработке 10,5 млрд кВтч
Это составляет около 90% годового потребления электроэнергии Мурманской области.