Три месторождения нефти «Лукойла» могут пострадать, если налоговые стимулы, отмененные с 2021 года, не будут возвращены. Это Ярегское, Усинское, а также месторождение им. Корчагина в Каспийском море, пишут в своем докладе эксперты норвежской консалтинговой Rystad Energy.
С начала этого года по инициативе Минфина в России перестали действовать льготы при добыче высоковязкой и сверхвязкой нефти, была отменена также льгота по экспортной пошлине. Правительство тогда признало самыми пострадавшими от этих инициатив «Татнефть», «Лукойл» и «Газпром нефть».
«Лукойл» разрабатывает два крупных месторождения высоковязкой нефти — Ярегское и Усинское в Коми, оба лишились налоговых стимулов в этом году. К этому добавилась отмена льгот по экспортной пошлине для месторождения Корчагина в Каспийском море. «Эти три месторождения не будут финансово эффективными в текущем налоговом режиме. Если налоговые стимулы не будут возвращены, то „Лукойл“ будет вынужден, вероятнее всего, отменить дальнейшее расширение Ярегского проекта, а добыча на Корчагина будет естественным образом снижаться», — отмечают эксперты Rystad.
Весной этого года вопрос о стимулировании добычи высоко- и сверхвязкой нефти на рабочей встрече в Кремле обсудили президент РФ Владимир Путин и глава компании Вагит Алекперов. После этого Путин дал поручение правительству к маю представить предложения по таким стимулам в рамках налогообложения дополнительного дохода (НДД) в нефтяной отрасли. Но решение о том, как будет выглядеть новый механизм поддержки освоения таких запасов, до сих пор не принято. Вице-премьер Александр Новак говорил журналистам, что вопрос по-прежнему обсуждается. Минфин настаивал на том, чтобы стимулы в рамках НДД заработали с 2024 года. Но и «Лукойл», и «Татнефть» говорили о том, что до этого года проекты будут нерентабельными, и новые условия необходимо ввести раньше.
«Если переговоры „Лукойла“ с государством о налоговых льготах будут успешными, то компания сможет достичь целевого уровня добычи, установленного до налоговых изменений. Если же нет, то все три проекта, скорее всего, испытают резкий спад добычи и могут быть даже закрыты, так как операционные расходы превысят выручку», — прогнозируют в Rystad. В «Лукойле» на запрос ТАСС ответили, что компания «из-за отмены налоговых стимулов будет вынуждена перейти на режим поддерживающих инвестиций, отложив первоначальные планы по развитию проектов, что приведет к естественному снижению добычи на проектах». В Минфине на запрос не ответили.
Как работали стимулы?
Первые льготы для высоковязкой нефти в России были введены в 2007 году. Тогда это позволило «Лукойлу» начать интенсивные инвестиции в бурение на Ярегском месторождении. Это привело к полной модернизации инфраструктуры на проекте и расширению производственных мощностей до 3,5 млн тонн нефти в год или 65 тыс. б/с.
Налоговые стимулы, в том числе, по экспортной пошлине, тогда дали хороший результат, пишут эксперты Rystad. Из стагнирующего Ярегское превратилось в перспективный проект — добыча нефти выросла более, чем вчетверо, до 44 тыс. б/с. На месторождение даже не распространялись ограничения по ОПЕК+, и добыча на нем росла вплоть до первого квартала этого года.
Аналогичная ситуация сложилась и для Усинского месторождения. Почти нулевая налоговая нагрузка привела к тому, что добыча на проекте выросла с 37 тыс. б/с в 2013 году до 52 тыс. б/с в 2020 году. Ограничения по ОПЕК+ также не влияли на него, поэтому добыча на нем росла и в начале этого года.
До отмены налоговых стимулов налогообложение для высоковязкой и сверхвязкой нефти выглядело по-разному. Так, для сверхвязкой нефти НДПИ равнялся нулю, тогда как ставка экспортной пошлины была на 90% ниже базовой. При цене в $60 за баррель это давало налоговую нагрузку в 2%. Для высоковязкой нефти действовала 50-процентная ставка НДПИ, а льготы по экспортной пошлине не предоставлялись. Как следствие, налоговая нагрузка при цене $60 за баррель была ниже 40%. С отменой льгот с 1 января 2021 года налоговая нагрузка на проекты из обеих категорий выровнялась в размере 62%.
Месторождение Корчагина, которое в этом году лишилось льгот по экспортной пошлине, «Лукойл» разрабатывает с 2009 года. Добыча нефти на нем составляет до 1,1 млн тонн в год. И хотя преференций по экспортной пошлине месторождение больше не получает, к нему все еще применима сниженная ставка НДПИ, так как совокупная добыча на нем пока не превысила 15 млн тонн. Как ожидают в Rystad, это может произойти в 2023–2024 годах, после чего добытая на нем нефть начнет облагаться по базовой ставке НДПИ.
Минфин предлагает перевести Корчагина, которое находится в границах другого месторождения — им. Филановского, на НДД. Но для этого оно должно быть выделено в отдельную лицензию, так как Филановского уже получило льготы как новое морское месторождение. Соответствующий законопроект Минприроды направило этой весной в правительство, сообщали ТАСС в министерстве.
Ранее Вагит Алекперов в интервью ТАСС оценивал потери компании от налоговых новаций в 60 млрд рублей в год.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.