ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Стоимость услуги управления энергоспросом перестала падать

Совокупный объем предложения на рынке управления энергоспросом мелких розничных потребителей (demand response) во втором квартале составил около 973 МВт. При этом отбор могут пройти в общей сложности около 740 МВт: в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) квота практически не изменится и составит 640,8 МВт, а во второй (Сибирь) — вырастет примерно на 20%, до 100 МВт, пишет «Коммерсантъ».

Высокая конкуренция в этот раз не привела к существенному изменению стоимости услуги агрегаторов. По сравнению с предыдущим отбором средневзвешенная цена в европейской части РФ и на Урале выросла на 0,5%, до 255,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, во второй — упала на 16%, до 482,3 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Планируется, что комиссия по отбору агрегаторов спроса завершит работу до 1 апреля, сообщили в «Системном операторе» (СО, диспетчер энергосистемы).

Агрегаторы по команде СО снижают потребление своих клиентов в пиковые часы нагрузки, что должно приводить к сокращению цен на рынке на сутки вперед (РСВ). За успешное снижение агрегаторы получают плату с энергорынка (через тариф СО). В 2020 году агрегаторы заработали около 658 млн руб.

В европейской части РФ и на Урале 45% объема сегмента получат структуры владельца ЕСН Григория Березкина — «Энергосбытхолдинг» (30%) и «Русэнергсбыт» (15%). Еще 20% заберут структуры «Транснефти», «Фортума» — 8%, «Россетей» — 7%, «Интер РАО» — 4%. В Сибири лидеры рынка — компания «Фарадей» с 61% объема и «Русал» с 21%.

Механизм в пилотном режиме будет работать до конца текущего года. Регуляторы и участники рынка обсуждают изменение инструмента и возможность его включения в конкурентный отбор мощности для большего эффекта. Кроме того, с 1 апреля вступают в силу изменения в правила срабатывания механизма, направленные на увеличение экономического эффекта, отметили в СО. «Механизм предназначен для сокращения затрат потребителей, а не многолетних дорогостоящих испытаний — от опытов пора бы уже перейти к практике»,— считают в «Сообществе потребителей энергии».

Для большинства розничных потребителей доходы от участия в механизме незначительны, поэтому слишком частая выдача команд на снижение нагрузки негативно влияет на рынок и готовность потребителей участвовать в программе, говорит руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. Сейчас речь скорее идет не о маржинальности работы агрегаторов, а о хоть какой-то экономической целесообразности, в том числе и для самих потребителей, отмечает он. При этом эксперт считает пилотную стадию программы важным этапом для тестирования и популяризации среди потребителей и агрегаторов. Способность СО правильно откалибровать условия программы определит объем ресурсов по управлению спросом, которые могут затем быть привлечены в целевой модели. По его оценкам, ресурсы управления спросом могут составлять 3–7% от годового максимума потребления мощности, или 5–11 ГВт.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх