В январе 2019 года потребительские цены на автомобильный бензин в России, по данным Росстата, выросли на 0,8%, что соответствует годовому росту на 9,6%.
В целом за год, с января 2018 по январь 2019 года, средние потребительские цены на бензин в России увеличились на 9,8%. Сильнее всего подорожал автомобильный бензин марки АИ-95 (+9,9%) и дизельное топливо (+15,1%). Цены выросли бы еще больше, если бы не вмешательство правительства. Оно остановило повышение акцизов на вторую половину прошлого года и заставило производителей топлива умерить свои аппетиты.
В публикациях последних недель на тему «кто виноват» стандартно перечисляются традиционные виновники роста цен: мировая цена на нефть, налоги, жадность участников топливной цепочки (нефтедобытчиков, производителей бензина и владельцев АЗС) и естественные монополии с их непрерывно растущими тарифами. Однако почти никогда в статьях не приводится численный анализ долей вины разных источников в росте цен. Упущение исправили сотрудники Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), публикация которых появилась в EnergyLand.info.
Исследователи проанализировали влияние роста тарифов естественных монополий и роста налогов на конечную цену бензина АИ-95 с начала 2019 года. В отличие от непрерывно меняющихся цен на нефть и скачущих биржевых котировок рост тарифов и налогов строго зафиксированы в нормативных документах.
Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы, ответственной за тарифы естественных монополий, тарифы РЖД с начала 2019 года выросли на 3,5%, тарифы «Транснефти» − на 3,87%, тарифы электроэнергетиков − на 1,6-3,3% (в расчете рост тарифов принят за 2%).
В расчете ИРТТЭК также были учтены примерные расходы НПЗ на сырье и электроэнергию, стоимость перевозки топлива цистернами по РЖД и расходы АЗС на электроэнергию. Оказалось, что вклад роста тарифов естественных монополий в повышении цены бензина составляет 0,33%.
Куда большую долю в рост цены топлива внесли налоги. С начала года НПС вырос с 18 до 20%, а акциз на бензин − на 3,12 руб. на 1 литр бензина. Расчет показал, что рост налогов отвечает за рост цены бензина на 9,03%.
Таким образом, цена на бензин за счет роста налогов выросла в 27,4 раза больше, чем за счет роста тарифов естественных монополий.
В расчете не был учтен налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), так как год только начался. За 2018 году НДПИ вырос на 53,3%. Если же учесть этот рост и долю НДПИ в конечной цене бензина, то получится, что налоги разгоняют его цену в 76,8 раза больше, чем тарифы естественных монополий.
Получается, что ФНС с большим отрывом выигрывает у РЖД в условном соревновании: кто сильнее поднимет цену бензина.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.