Свежее
Саудовская Аравия повысила цены на свою нефть для Азии на июньСтроительство ЭБ-1 АЭС Карун в Иране начнется осеньюУгольную ТЭЦ в Кокшетау, которую построят совместно с РФ, смогут позже перевести на газКоличество оставшихся без электричества свердловчан снизилось до 41 тысБашкирэнерго помогает Свердловэнерго восстанавливать электроснабжение, нарушенное непогодойЧисло оставшихся без электроснабжения жителей Свердловской области сократилось до 40 тыс
Магистральным нефтепроводам перекрыли закон
- 24 декабря, 2018
- 09:00
Почти все стратегические системы жизнеобеспечения государства сегодня получили свои базовые законы: 35-ФЗ «Об электроэнергетике», 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», 126-ФЗ «О связи», 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», 190-ФЗ «О теплоснабжении», 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Только трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов до сих пор не имеет своего регулирующего закона.
Указание правительству РФ о разработке закона было дано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 июля 2015 года. Сейчас – декабрь 2018 года.
Нельзя сказать, что правительственные органы ничего не делают, наоборот, работа над законопроектом, пусть и не слишком быстро, но шла непрерывно. Минэнерго России разработало проект закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже к началу 2016 года. В том же году законопроект прошел общественные обсуждения. Дальше начались бесконечные согласования с многократными возвратами к уже согласованным пунктам.
Хотя проект закона был включен в декабре 2016 года в План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 год, в Госдуму он так и не попал. После выборов сменился состав правительства. В новом составе курирование топливно-энергетического комплекса перешло от Аркадия Дворковича к Дмитрию Козаку. В конце сентября Минэнерго направило доработанный вариант документа в правительство, однако Дмитрия Козак снова вернул его министерству с замечаниями.
Чья магистраль?
Один из спорных вопросов − наделять ли статусом «магистрального трубопровода» трубопроводы необщего пользования, принадлежащие добывающим компаниям. Если исходить из принципа разделения функций «добыча − отдельно, транспортная инфраструктура − отдельно», то «частных» магистральных трубопроводов быть не должно. Такой принцип заложен, например, в законе об электроэнергетике в статье 6: «Юридическим лицам /…/ запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии». Из данного принципа для магистральных трубопроводов вытекают следующие положения:
а) равный и недискриминационный для всех доступ к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
б) транспортировка сырья от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям;
в) прием в систему только сырья, соответствующего ГОСТам;
г) регулирование государством тарифов на услуги транспортировки.
Одним из основных предложений в последней редакции законопроекта было наделение правом собственности исключительно государство (государственного оператора). Частные компании такого права иметь не должны.
Сам статус «магистрального» в работе насосов нефтепровода ничего не меняет, имеют значение следствия статуса: особенности налогообложения (для магистральных трубопроводов существует налоговый вычет, ст. 380 п. 3 НК), особенности выделения земельных участков под строительство магистральных и немагистральных трубопроводов − земля под государственные объекты выделяется по одному закону, а под частные – по-другому.
Об ответственности за слова
Еще один спорный вопрос − кто и как будет платить за строительство новых трубопроводов. Сейчас построенный по заказу нефтяных компаний на средства «Транснефти» нефтепровод «Заполярье-Пурпе» стоит как «памятник архитектуры», окупаемость которого ушла за горизонт в связи с отсутствием у нефтяников обещанного количества нефти. Спорно, надо ли включать в закон о нефтепроводах вопрос окупаемости объектов, построенных за госсчет по заказу частных компаний. Но до принятия такого закона вполне допустимо обезопасить госкомпании от расходов на «памятники архитектуры». В сентябрьской версии «законопроекта», одобренной участниками рынка и Минэнерго, была отражена применяемая уже в течение двух десятилетий схема повышенных тарифов для компаний, по заказу которых были построены новые или расширены мощности действующих нефтепроводов, а также схема «качай или плати». В новых предлагаемых версиях это раздел пытаются исключить. Смысл в том, что если от «Транснефти» потребуют инвестиции в нефтепровод, то компенсировать расходы придется за счет общего повышения тарифов по всей системе. Расходы в интересах одной компании, таким образом, оплатят все потребители. А обещания самой компании поставить нефть в новую трубу уже ничего не стоят, но зачем тогда было строить? Насколько это справедливо и «рыночно»?
Среди других занятных моментов — должно ли правительство утверждать инвестпрограмму «Транснефти» или достаточно утверждения им «Долгосрочной программы развития» компании и принципов инвестирования, а собственно инвестпрограмму может утвердить Минэнерго. Разница − в оперативности принятия решений, причем очень значительная, до месяцев и лет, что иллюстрирует эпопея принятия самого закона. Споры также вызывают: уровень детализации утверждения тарифов на подключение к трубопроводам − должна ли типовая форма договора быть прописана в законопроекте, или ее должно утверждать правительство; надо ли включать в закон особенности выделения земли под новые трубопроводы или хватит существующих земельных законов и т.д.
В теории управления есть непреложный принцип: решение должно быть принято, ибо отсутствие решения опаснее самого неверного решения. Принятое неверное решение можно исправить, а несуществующее − нет. Иллюзия выгоды воздействовать на каждое конкретное решение властей затмевает глаза тем, кто затягивает принятие Закона. А в игре без правил победители недолговечны…
Сергей Алихашкин, эксперт Института развития технологий ТЭК
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Саудовская Аравия повысила цены на свою нефть для Азии на июнь
Стоимость нефти марки Arab Light для азиатских покупателей увеличена на…
Строительство ЭБ-1 АЭС Карун в Иране начнется осенью
Мощность АЭС «Карун» будет составлять 300 МВт.
Угольную ТЭЦ в Кокшетау, которую построят совместно с РФ, смогут позже перевести на газ
Планируется, что тепловая мощность ТЭЦ составит 520 Гкал/час, электрическая мощность…
Количество оставшихся без электричества свердловчан снизилось до 41 тыс
К утру 5 мая протяженность поврежденных ЛЭП достигла порядка 1…
Башкирэнерго помогает Свердловэнерго восстанавливать электроснабжение, нарушенное непогодой
7 бригад распредсетей Башкирэнерго, включая 42 человека и 15 единиц…
Число оставшихся без электроснабжения жителей Свердловской области сократилось до 40 тыс
Над устранением последствий непогоды работают 113 бригад энергетиков, в которые…