Новости энергетики 16+

О рынке моторного топлива и перспективах налогового маневра

В конце октября правительство договорилось с ведущими нефтяными компаниями об удержании цен на бензин и дизельное топливо на уровне майских до конца текущего года, когда стоимость (по данным СПбМТСБ) на биржевых торгах составляла за АИ-92 41,11 руб. / Л.; АИ-95 — 42,68 руб. / Л., А летнего ДТ — 41,5 руб. / Л. Такое соглашение будет действовать с 31 октября до 31 марта 2019 г.

В относительном выражении рост цен на биржевые сделки в течение мая составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за эти марки бензина и летнее ДТ соответственно, по данным СПБМТСБ, на первичном и вторичном рынках. Сравнительно небольшой рост стоимости ДТ можно объяснить тем, что, по данным экспертов, оптовая цена теперь формируется по зимнему и межсезонному сортам, себестоимость которых выше.

При этом, согласно сводным данным Росстата, цены на бензин в мае выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.

В свою очередь, в начале ноября стоимость бензина на внутреннем рынке в среднем на АИ-92 38,05руб. / Л, 41,66руб. / Л (оптовая / розничная), АИ-95: 41,14 руб. / 44, 54 руб. / Л. Стоимость дизельного топлива составила 43,17руб. / Л, 44,18 руб. / Л.

Мероприятия по сдерживанию цен на внутреннем рынке

В соответствии с достигнутыми договоренностями на встрече вице-премьера Дмитрия Козака, нефтяники и независимые НПЗ договорились о поставке топлива на уровне + 3% к 2017 году и по ценам на будущий год Цены будут формироваться, исходя из среднегодовой инфляции, которая по данным ЦБ РФ должна будет составить 5,5%.

Для каждого из субъектов РФ установлен индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее. Фиксация цен на бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо продлится до 31 марта 2019 г. Средний ИУЦ по РФ для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего). По словам Дмитрия Козака, цены устанавливались так, чтобы маржа АЗС составляла 2,7 тыс. руб./т (2 руб. на литр) горючего. Самый дорогой бензин будет в Якутии (72,66 тыс. руб. за тонну АИ-95) и на Чукотке (71,97 тыс. руб.), самый дешевый — в Томской области (51,65 тыс. руб.) и Чечне — 52,63 тыс. руб

Для каждого региона установлена индикативная цена в мелком опте, за отклонениями свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС и затем — в темпе прогнозной инфляции. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам

Крупные нефтекомпании, держащие цены на АЗС, продолжат делать это до конца года. С января 2019 г. смогут поднять цены не выше, чем на 1,7% (отражение роста НДС с 18% до 20%) – в диапазоне от 53,52 тыс. руб./т (за АИ-92 в Чечне), до 73,9 тыс. руб./т (в Якутии за АИ-95) для конечного потребителя. С 1 февраля — и далее, исходя из равномерного роста до конца года и не быстрее прогнозной инфляции (4%).

Также нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок на биржу, но они обещали поднять на 3% сверх уровня 2017 года отгрузки на внутренний рынок (это не касается Хабаровского НПЗ «Нефтегазхолдинга»). Будет рассмотрено и предложение «Роснефти» о направлении на НПЗ не менее 17,5% нефти.

Также будет действовать временный запрет на приказ Минэенерго и ФАС (Федеральной антимонопольной службы) об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.

Кроме того, 5 июля этого года был принят закон, внесенный Минфином, о налоге на добавленный доход (НДД) и снижении акцизов на топливо. В результате акциз на бензин пятого класса снижается до 8213 руб./т с 11213 руб./т. Предполагается, что он останется на этом уровне до конца года. При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется на уровне 13100 руб./т. Акциз ДТ снижается до 5665 руб./т с 7665 руб./т.

Нефтекомпании обязались не превышать ИУЦ при продажах с нефтебаз, иначе им грозят заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов до 90% — мера которая также была предложена и внесена Министерством финансов.

По мнению экспертов на рынке, повышение экспортной пошлины в совокупности со снижением акцизов и введением НДД должно уменьшить налоговую нагрузку, но при этом создать ситуацию, когда компаниям будет невыгодно продавать бензин на экспорт. Это в свою очередь создаст избыток топлива на внутреннем рынке и будет способствовать снижению цен. Ценовое давление на внутренний рынок бензина и дизтоплива будет ослаблено, и трейдеры будут вынуждены реализовывать топливо внутри страны.

Что касается альтернативной, повышение пошлин усугубит ситуацию с беспошлинными поставками нефтепродуктов в страны ЕАЭС, увеличит выпадающие доходы бюджета. Отдельно стоит отметить, что пока в стране потребляются летние и межсезонные сорта дизельного топлива. При переходе на зимние сорта потребуется еще больший рост пошлины на светлые нефтепродукты, примерно в 5 раз, что существенно усугубит ситуацию с экономикой НПЗ

При этом, понимая, что снижение внутренних цен существенно ниже уровня экспортной альтернативы приведет к появлению возможности реэкспорта приобретаемых на внутреннем рынке нефтепродуктов, необходимо рассмотреть вопрос либо введения лицензирования экспортной деятельности, выдавая лицензии исключительно первым владельцам нефтепродуктов (административная мера), либо предоставить только им возможность применения 0 ставки НДС при их экспорте (экономическая мера).

«Демпфер» как способ сохранить акцизы, но сдержать рост цен

Источники в отрасли прогнозируют с 1 января 2019 г. повышение акцизов, поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. Кроме того, акциз является инструментом сглаживания волатильности конечных цен, так как его размер фиксирован. В этой связи есть риск, что нефтяники сэкономят на модернизации собственных НПЗ, это скажется на качестве топлива.

Однако разработанный в рамках маневра «демпфер» с запасом перекроет рост акцизов, повышение НДС и снижение пошлин с 1 января 2019 года и позволит выйти на темп роста цен сопоставимый с инфляцией.

НПЗ с объемом более 600 тыс. т/г. смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5 класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т.

В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 000 руб./т по автомобильному бензину и 50 000 руб./т по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с 1 января 2019 года демпфер заработал в большем масштабе. Для этого обсуждается изменение формулы «демпфера», который будет эффективно увеличен примерно на 35%. «При этих параметрах мы не видим существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара», — прокомментировал осведомленный источник.

По его словам, предполагается вести регулярный мониторинг работы демпфера и, если потребуется, будут предлагаться изменения для предотвращения чрезмерного роста цен на внутреннем рынке и убыточности нефтеперерабатывающих заводов.

После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом, риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера».

Риски для экономики НПЗ

Повышение экспортных пошлин на автомобильный бензин и дизельное топливо, как инструмент сдерживания роста цен на внутреннем рынке (за счет искусственного снижения привлекательности экспортной альтернативы) существенно ухудшит экономику НПЗ. Следует отметить, что повышение экспортных пошлин на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-ого класса потребует также вводить аналогичную пошлину на нафту (прямогонный бензин), бензин ниже 5 класса и все средние дистилляты, чтобы избежать замещения производства моторных топлив 5 класса на «суррогаты». Это означает снижение доходности более чем 60% корзины НПЗ.

Регулирование рынка с помощью экспортных пошлин в качестве альтернативы подписанию соглашения потребует их повышения на светлые нефтепродукты примерно в 3 раза относительно текущего уровня, на автомобильные бензины – более чем в 2 раза. По экспертным оценкам, в результате этого маржа российских НПЗ упадет почти на 3000 руб./т и вся нефтеперерабатывающая отрасль станет убыточной. В целом по отрасли за ноябрь-декабрь 2018 года возможные потери оцениваются в размере 140-150 млрд. руб. Если Вертикально-интегрированные компании (ВИНК) смогут поддерживать какое-то время функционирование убыточных заводов за счет добычного сегмента, то для независимых переработчиков (до 20% переработки) это будет означать необходимость закрытия предприятий (в том числе несение убытков на вторичный запуск после начала работы «демпфера»). Это приведет к негативным последствиям на внутреннем рынке – неконтролируемое сокращение объема переработки нефти и производства нефтепродуктов и, как следствие, дефициту на внутреннем рынке и еще более высокому росту цен после прекращения их «сдерживания».

Повышение экспортных пошлин приведет к уменьшению экономического стимула для производства и в дальнейшем поставок на внутренний рынок моторных топлив, в том числе наиболее подверженным рискам дефицита товарного автомобильного бензина 5-ого класса и зимнего дизельного топлива, следовательно, затормозит процесс модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, снижая инвестиционную привлекательность строительства установок, ориентированных на выпуск высококачественного моторного топлива. Даже наличие реальной перспективы использования пошлин как механизма создают дестимулирование для модернизации, а создание прецедента похоронит инвест климат в отрасли.

«Во избежание закрытия НПЗ необходимо будет повысить пошлину на нефть, чтобы снизить стоимость входящего сырья. При этом перерабатывается только половина нефти, а облагаться дополнительной пошлиной будет вся добыча, то есть выпадающие отрасли составят около 300 млрд, в 2 раза выше необходимой компенсации», — полагает источник в отрасли.

Мелкие трейдеры понесут потери

В прошлом вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) как правило соблюдали достигнутые с правительством ценовые договоренности. Основная проблема в этой связи, по мнению источников в отрасли, остается среди независимых сетей АЗС и отдельных трейдеров, на которых данные договоренности напрямую не распространяются, а в результате нагрузка ложится на розничного потребителя.

Предложенные Дмитрием Козаком мероприятия по сдерживанию цен, по мнению источников в отрасли, все равно принесут положительный результат: гораздо легче контролировать несколько крупнейших госкомпаний-поставщиков топлива, чем тысячи мелких и средних посредников-спекулянтов топливом. В конечном счете, рыночный тренд, который сформируется просто устранит посредников-трейдеров, оказывавших давление на внутренний рынок, либо заставит их подстраиваться под новые реалии.

При этом едва ли стоит говорить о монополизации отрасли исключительно ВИНКами и их дочерними предприятиями, поскольку они и так имеют доминирующее положение в центральной части России, а прочие регионы, особенно восточные, им не интересны в силу сложной логистики – там останутся независимые сети АЗС.

Кроме того, вице-премьер поручил Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России проводить внеплановые проверки деятельности независимых сетей АЗС, обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен на топливо более чем на 4%

Предложение на бензин и дизельное топливо сохранится на уровне текущего года

В 2019 г. эксперты прогнозируют около 287 млн т, что соответствует уровню текущего года. С учетом ввода новых мощностей производство автомобильного бензина увеличится на 6-7% (около 43 млн т), при этом рост спроса должен составить около 1,5-2%. «Дополнительное предложение благоприятно скажется в том числе на ценовой ситуации, особенно в периоды ремонтов» — отметил источник на рынке. По дизельному топливу также планируется рост производства на 2-4%, до 80-82 млн т/г. Производство мазута сократится на фоне увеличения глубины переработки примерно на 10%, до 40-43 млн т/г., при потреблении менее 15 млн т/г.

Справка

Налоговый маневр предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с текущих 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон «О таможенном тарифе» и в Налоговый кодекс.

В новом законе также прописано, что правительство в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке, может вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов. В частности, предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.

Ранее также был принят отдельный закон, который позволит правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямой бензин — 55%.

«Центр исследований проблем реальной экономики»

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх