Новости энергетики 16+

Москва заметит ремонт НПЗ

В преддверии января, когда Московский НПЗ «Газпром нефти» уйдет на длительный ремонт, на оптовом рынке наблюдается нетипичный рост цен на бензин. Опасаясь продолжения подорожания топлива, Минэнерго и ФАС убеждают нефтекомпании ограничить экспорт бензина. Однако с начала года экспорт, скорее всего, станет привлекательным из-за снижения вывозной пошлины, поэтому эксперты и участники рынка предрекают риски роста цен на бензин, пишет «Коммерсантъ».

Резкий рост биржевых цен на бензин, нехарактерный для середины осени, заставил регуляторов обсудить с нефтекомпаниями ситуацию на топливном рынке. По данным СпбМТСБ, с начала октября Аи-92 подорожал на 7%, до 40,37 тыс. руб. за тонну, Аи-95 на 5%, до 42,7 тыс. руб. за тонну.

Как правило, зимой вывод НПЗ на полную мощность и недостаток спроса внутри страны заставляет нефтекомпании снижать цены и экспортировать бензин. Но нынешняя ситуация специфична тем, что уже в январе стартует ремонт установок первичной переработки и каткрекинга на МНПЗ (единственный НПЗ в столице, занимает 34% этого рынка). В результате собеседники на рынке опасаются дальнейшего роста цен на бензин. Из-за ремонта на МНПЗ столичный рынок недополучит около 600 тыс. т бензина, не менее половины этого объема «Газпром нефть» хочет заменить поставками со своего Омского НПЗ, полностью прекратив экспорт. По словам источников в отрасли, у Ярославского НПЗ (по 50% у «Роснефти» и «Газпром нефти») нет свободных объемов. Остальной объем «Газпром нефть» собирается закупить у других участников рынка и задействовать запасы.

Теперь Минэнерго и ФАС рекомендовали всем нефтекомпаниям снизить экспорт бензина зимой. Между тем с начала следующего года экспортные поставки могут стать особенно привлекательными из-за снижения ставки экспортной пошлины по налоговому маневру. В частности, два источника, знакомые с обсуждением, говорят, что ЛУКОЙЛ готов увеличить переработку на своем Нижегородском НПЗ, но не хочет терять маржу, если поставки топлива на внутренний рынок будут менее выгодными, чем на экспорт. В «Роснефти» считают, что «ответственность за бесперебойное обеспечение потребителей должны нести все игроки региона». При этом «Газпром нефти» и «Роснефти» рекомендовано перенести плановый ремонт на Ярославском НПЗ с 1 марта на 15 апреля 2017 года (чтобы он не полностью совпадал по времени с МНПЗ), однако, по данным , компании пока не дали на это согласия.

Таким образом, ремонт на МНПЗ вкупе с возможным ростом цен на нефть может привести к тому, что стоимость бензина начнет расти прямо с начала следующего года. Как отмечает начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, нефтекомпании пообещали не снижать объем биржевых продаж бензина, а сделки по покупке недостающих объемов «Газпром нефть» сможет совершать в дополнительной торговой сессии биржи, что позволит ограничить их влияние на цену. По его словам, регулятор будет следить за тем, чтобы внутренние цены не превышали существенно уровень экспортного паритета.

В начале 2017 года ценовые риски на рынке нефтепродуктов будут связаны не только с ремонтом на Московском НПЗ, но и со снижением экспортных пошлин и ростом акциза на дизтопливо, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По его мнению, текущий скачок цен был вызван главным образом ростом привлекательности экспорта, а не опасениями участников рынка относительно ремонта на МНПЗ.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх