ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Китай и Алтай не сошлись в объемах

Переговоры о поставке российского газа в Китай по западному — алтайскому маршруту явно далеки от завершения. Глава китайской CNPC Ван Илинь вчера де-факто дезавуировал регулярные заявления «Газпрома» о согласовании объемов поставок, заявив, что цифру в 30 млрд кубометров в год он знает лишь из прессы. По мнению аналитиков, китайская сторона может тянуть время, понимая, что заключение контракта по западному маршруту нужно прежде всего «Газпрому».

«Газпром» и CNPC, вопреки прежним заявлениям руководства российской компании, все еще далеки от соглашения об объемах поставки российского газа в Китай по западному маршруту через Алтай, следует из слов главы совета директоров CNPC Ван Илиня. Он заявил вчера «России 24», что объем в 30 млрд кубометров в год пока не согласован: «Эту цифру я слышал из СМИ, но подтвердить ее не могу. Конкретный объем будет определен позже, в ходе переговоров».

Между тем в мае 2015 года «Газпром» и CNPC подписали основные условия поставки газа по западному маршруту («Сила Сибири-2»). «В соглашении более десятка статей, которые носят юридически обязывающий характер,— говорил год назад глава «Газпрома» Алексей Миллер.— Речь идет об объемах и сроках поставки, сроке строительства, минимальных суточных и годовых объемах, основных параметрах качества газа. По западному маршруту планируется поставлять по 30 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет, определена точка передачи газа». С тех пор эта цифра фигурировала во всех справках монополии по проекту. В «Газпроме» это расхождение не комментируют. Источник в компании пояснил, что 30 млрд кубометров в документе все же зафиксированы, а высказывания CNPC он связал с выжидательной переговорной позицией.

В любом случае это означает, что переговоры по этому проекту существенно не продвинулись вперед с ситуации середины 2000-х годов. Тогда, по данным издания, китайцы хотели, чтобы «Газпром» построил трубу на 30 млрд кубометров, но соглашались закупать только 8-10 млрд кубометров в год, чтобы эти объемы покрывали сезонную неравномерность поставок в КНР из Средней Азии. Это было для «Газпрома» неприемлемо. В прошлом году участники рынка с воодушевлением восприняли информацию о том, что хотя бы вопрос объемов согласован. Что касается ключевого вопроса цены, то эксперты изначально были настроены скептически, несмотря на заявления Алексея Миллера о намерении подписать контракт сначала осенью 2015 года, затем весной и «в первой половине» 2016 года. Впрочем, в этом году и «Газпром», и российские чиновники от прогнозов воздерживались. Ван Илинь вчера заявил, что цена по западному маршруту будет другой, нежели по восточному маршруту («Сила Сибири»), пишет «Коммерсантъ».

Западный маршрут в Китай для «Газпрома» потенциально привлекателен, поскольку позволит задействовать простаивающие добычные мощности Западной Сибири, получить возможность арбитража между европейским и азиатским рынками газа, а также может приблизить компанию к ее давней мечте объединить восток РФ с единой системой газоснабжения.

Но рынок северо-западного Китая уже занят среднеазиатским газом, поставки которого в 2020 году должны вырасти до 85 млрд кубометров в год. А чтобы доставить российский газ в густонаселенный восточный Китай, его нужно транспортировать на 5 тыс. км, для чего CNPC придется расширять газопроводы. Но и на востоке Китая этому газу придется конкурировать со сжиженным. В последний год ситуация усугубляется тем, что стоимость СПГ резко упала из-за снижения цен на нефть и выхода на рынок австралийских проектов, а экономика КНР замедляется, и спрос на газ растет медленнее.

«По нашим оценкам, потребность Китая в импортном газе до 2030 года составит около 200 млрд кубометров, и фактически эти объемы уже законтрактованы, а для поставок российского газа через Алтай ниша, возможно, откроется только после 2030 года»,— говорит Мария Белова из Vygon Consulting. По ее мнению, учитывая де-факто плановую экономику Китая, власти страны будут стимулировать спрос на газ только в том случае, если его закроют местные ресурсы, например, сланцевый газ. «Мы считаем, что в противном случае КНР будет сдерживать импорт»,— считает госпожа Белова. По ее мнению, китайцы понимают, что в текущей ситуации контракт больше нужен «Газпрому», и пытаются максимально усилить свою переговорную позицию.

 

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх