Новости энергетики 16+

Рынок бензина замер перед ремонтами

Непрерывный месячный рост оптовых цен на бензин приостановился на прошлой неделе на фоне увеличения производства и запасов топлива. Теперь участники рынка ждут, окажется ли уровень запасов адекватным в условиях, когда в апреле на ремонт почти одновременно уйдут около десятка крупных НПЗ. Определенной страховкой для рынка выступает импорт топлива из Белоруссии, но пока местным производителям невыгодно везти свой товар в Россию, пишет «Коммерсантъ».

Биржевые цены на бензин за последнюю неделю немного снизились впервые после непрерывного месячного роста. Бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ подешевел за прошлую неделю на 0,4%, до 38,4 тыс. руб. за тонну, АИ-95 подешевел на 0,6%, до 40,2 тыс. руб. За последний месяц биржевые цены на бензин выросли примерно на 8% на фоне того, как нефтяные компании по рекомендации Минэнерго наращивали запасы топлива перед весенними ремонтами на НПЗ. Участники рынка, в свою очередь, торопились купить товар на апрель, когда производство должно упасть из-за ремонтов.

Хотя компании за три недели марта нарастили производство бензина примерно на 6% по сравнению с показателями февраля, они все же сокращали продажи топлива на биржевом рынке, чтобы накопить необходимый объем запасов. Тем не менее объем, рекомендованный Минэнерго к 1 апреля,— 2,1 млн тонн бензина — вероятнее всего, не будет выполнен. На 21 марта запасы составляли 1,88 млн тонн, увеличившись за предыдущую неделю на 70 тыс., то есть к концу месяца будет накоплено, вероятнее всего, чуть более 1,9 млн тонн. Собеседники в нефтяных компаниях считают такой уровень достаточным, учитывая спад в экономике и сравнительно слабый спрос на топливо.

Между тем ремонты в апреле будут одними из самых серьезных за последние годы.

Согласно графику Минэнерго, крупные работы будут вестись на кластере башкирских НПЗ («Башнефть»), «Танеко» («Татнефть»), Ярославском, Рязанском, Новокуйбышевском и Комсомольском НПЗ («Роснефть»), на Нижегородском НПЗ (ЛУКОЙЛ), «Газпром нефтехим Салавате» и Астраханском ГПЗ («Газпром»). Как пояснил источник в правительстве, дополнительные объемы бензина в апреле обещал произвести ЛУКОЙЛ, что должно частично заменить выпадающие объемы «Башнефти». В то же время на поставки бензина из Белоруссии, по его словам, «рассчитывать нечего». Власти РФ пока не могут добиться от Минска выполнения межправсоглашения по обратным поставкам нефтепродуктов в условиях, когда у белорусских производителей есть более выгодные направления экспорта. Как следует из данных СПбМТСБ, белорусский бензин предлагается по ценам на 2-3 тыс. руб. выше уровня российского рынка.

«Стабилизация цен действительно следствие того, что нефтекомпании увеличили выпуск бензина и при этом накопили запасы»,— говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». Но, по его мнению, рано говорить о том, что фактор ремонтов на НПЗ отыгран. «Нужно понять, насколько в реальности сократится производство бензина из-за ремонтов»,— отмечает он. Аналитик указывает и на то, что при текущих ценах экспорт бензина остается привлекательным, а импортные поставки топлива из Белоруссии маловероятны, поскольку местным компаниям выгоднее везти бензин в Европу.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх