Начало прокладки первой нитки газопровода «Турецкий поток» намечено на первую половину июня, а завершить ее строительство планируется в конце 2016 года. При этом у Газпрома по-прежнему нет разрешения на проектные изыскания в территориальных водах Турции, где пройдет морская часть газопровода, а также и на само строительство в территориальных водах страны. Более того, до сих пор не было подписано взаимообязывающего соглашения о реализации проекта Турецкий поток.
Также недавно стало известно, что Турция не собирается участвовать в непосредственном строительстве трубы, а лишь планирует выступить соучредителем российско-турецкого СП, которое будет основано в провинции, где газопровод должен выйти на турецкую сушу.
В марте СМИ писали, что Газпром и турецкая Botas так и не могли договориться о размере скидки на российский газ, которую получит последняя. Напомню, что согласие российской стороны предоставить дисконт в 10,25% было частью предварительных соглашений о сотрудничестве сторон в рамках строительства газопровода. Далее реализацию проекта с премьер-министром Турции по телефону обсудил лично президент РФ, после чего было объявлено о том, что соглашения о скидке были достигнуты и вскоре соответствующие документы будут подписаны. Однако этого до сих пор не произошло.
Даже, если предположить, что задержка с подписанием обязывающих документов по «Турецкому потоку» временная, и после выборов в Турции все необходимые формальности будут улажены, преждевременное начало строительства газопровода все равно ставит Газпром в невыгодное переговорное положение. Ведь от исхода выборов может зависеть и принципиальная позиция Турции в отношении сотрудничества с Россией по проекту.
Помимо пока еще не подписанных Турцией документов у проекта есть еще и множество других препятствий. Наиболее серьезное из них — отчетливое нежелание ЕС полностью отказываться от транзита газа через Украину в пользу транзита через Турцию. Риторика руководства Газпрома по поводу этого проекта изрядно политизирует и без того сложный процесс. Алексей Миллер сделал ряд заявлений, которые были интерпретированы как угроза остановки поставок газа через Украину, даже в том случае если ЕС не будет готов к этому. Вдобавок Европе пригрозили тем, что в случае необходимости или отсутствия спроса, Газпром готов переориентировать добычные мощности под поставки сырья на азиатские рынки. Это ставит перед потенциальным европейским потребителем моральную дилемму, так как получать российский газ в этом случае они смогут, лишь отвернувшись от Украины.
Таким образом, можно констатировать, что, реализуя проект «Турецкий поток», Газпром берет на себя существенные риски, которые лишь усугубляются спешкой в реализации соответствующих планов.
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
США будут больше вкладываться в нефтедобычу и перестанут развивать ветроэнергетику
Трамп поручит федеральным ведомствам пересмотреть запреты на бурение на федеральных…
В Новосибирске устранили дефекты на теплосетях, оставившие почти 100 объектов без тепла
С начала отопительного сезона прокуратура Новосибирска возбудила 10 дел об…
Созданная в Новосибирске цифровая платформа для ГРР успешно прошла испытания
Согласно оценочной шкале, платформа покрывает большую часть потребностей российского нефтегазодобывающего…
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…