Свежее
РФ и КНР планируют в ближайшее время подписать контракт по «Силе Сибири — 2»Научно-технический совет по развитию ТЭК создан при главе Минэнерго РФСПбМТСБ утвердила стратегию на 2024–2028ггВ Дагестане расширят ПС 110 кВ ЗФС, участвующую в выдаче мощности Чирюртских ГЭССО представил подходы к интеграции ВИЭ в энергосистемуМинэнерго РФ подготовило меры по увеличению предложения топлива на внутреннем рынке
ЛУКОЙЛ прихватили за маржу
- 27 апреля, 2015
- 07:18
Независимые участники рынка нефтепродуктов обвиняют ЛУКОЙЛ в завышении цен при продаже топлива на бирже, в результате чего его покупают только собственные сбыты компании. Последняя считает, что у нее просто пытаются отнять розничную маржу, а изменение практики приведет к разбалансировке рынка и росту оптовых цен. Точку в споре должна поставить ФАС, но у нее почти нет инструментов для этого: попытка изменить ситуацию, предпринятая службой год назад, фактически провалилась. Сейчас эксперты видят основной риск для ЛУКОЙЛа в том, что раздраженная его действиями ФАС может изменить правила игры, пишет «Коммерсантъ».
Независимые участники рынка нефтепродуктов направили в ФАС жалобы на ЛУКОЙЛ, сообщили источники. Речь, по их словам, идет о крупных трейдерах — это «Уфаойл», «Солид — Товарные рынки», «Алгоритм. Топливный интегратор», Воронежская топливная компания (независимая сеть АЗС), а также Тюменский топливный союз (региональное отделение Российского топливного союза). Суть претензий в том, что ЛУКОЙЛ предлагает на бирже топливо со своих НПЗ по цене существенно выше рыночной.
По словам источников, речь идет о превышении на 2-4 тыс. руб. на тонну по сравнению с уровнем цен на сопоставимых НПЗ других компаний, так что покупка бензина и дизтоплива становится невыгодной для независимых участников. В результате нефтепродукты покупают сбытовые структуры самого ЛУКОЙЛа. Для них это, по сути, сделки внутри вертикально интегрированной компании, в результате которых центр прибыли перемещается из сбытового звена на НПЗ. Независимые игроки считают такую практику дискриминационной — по сути, способом обхода нормы об обязательной продаже нефтепродуктов на бирже. Согласно приказу ФАС и Минэнерго, крупнейшие нефтекомпании, в том числе ЛУКОЙЛ, обязаны продавать на бирже не менее 10% своего бензина и 7% дизтоплива.
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин уточнил, что пока служба получила только жалобу Тюменского топливного союза. «Мы, разумеется, рассмотрим обращения с учетом и того факта, что ФАС уже выдавала ЛУКОЙЛу предупреждение о недопустимости подобных практик (в апреле 2014 года.— ред.)»,— заявил он. В ЛУКОЙЛе претензии не комментируют, но собеседник, близкий к компании, уверяет, что формально она ничего не нарушала: заявки выставляются открыто, а покупают топливо структуры, не аффилированные с ЛУКОЙЛом. «Если же говорить по сути, то мы исходно выстраивали систему сбалансированно, производство бензина соответствует объему продаж через собственную сеть АЗС,— добавляет он.— Если мы должны теперь 10% кому-то продать через биржу, значит, нам самим нужно этот объем у кого-то купить, а в условиях российского тонкого рынка это наверняка приведет к росту оптовых цен». Непонятно, подчеркнул источник, почему компания, имея достаточное количество собственных АЗС, должна добровольно отдавать прибыль розничного сегмента. «Эти жалобы — просто попытка отнять у нас маржу»,— считает он.
Перспективы изменить ситуацию с помощью ФАС неочевидны. Собеседники сходятся во мнении, что круг доступных регулятору инструментов воздействия крайне ограничен. «Нормы приказа в данном случае ЛУКОЙЛом прямо не нарушаются, а доказать наличие нарушений по закону «О защите конкуренции» — ограничение товара, завышение цены и т. д.— здесь очень сложно»,— поясняет один из источников. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» согласен, что биржевые сделки по продаже нефтепродуктов внутри группы лиц не запрещены и ни в одном нормативном документе не определено, какая разница биржевых цен конкурирующих НПЗ является обоснованной, а какая будет нарушением антимонопольного законодательства. По его мнению, основной риск для ЛУКОЙЛа как раз и заключается в том, что подобные регламентирующие документы могут появиться.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
РФ и КНР планируют в ближайшее время подписать контракт по «Силе Сибири — 2»
Мощностью 50 млрд куб м газа через территорию Монголии.
Научно-технический совет по развитию ТЭК создан при главе Минэнерго РФ
Одна из основных целей работы совета — достижение технологического суверенитета…
СПбМТСБ утвердила стратегию на 2024–2028гг
В предстоящие 5 лет СПбМТСБ планирует внедрить новые торговые и…
В Дагестане расширят ПС 110 кВ ЗФС, участвующую в выдаче мощности Чирюртских ГЭС
Взамен устаревшего трансформатора мощностью 31,5 МВА смонтируют трансформатор на 40…
СО представил подходы к интеграции ВИЭ в энергосистему
При возрастании доли ВИЭ критически важным фактором становится территориальная распределенность…
Минэнерго РФ подготовило меры по увеличению предложения топлива на внутреннем рынке
По итогам совместной работы ФАС и Минэнерго вступил в действие…