Свежее
ЕК проведет переговоры «высокого уровня» по газовому транзиту со СловакиейБензин марок Аи-92 и Аи-95 подорожал на бирже в июне в среднем на 12%В Тверской области в рамках инвестпрограммы построят дополнительные 18,6 км газопроводовВ РФ впервые состоялись биржевые торги единицами выполнения квот Сахалинского климатического экспериментаСургутнефтегаз выплатит за 2024г 8,5 руб. дивидендов на привилегированную акциюБолее 800 тыс руб взыскали с должников за коммуналку во время рейда в Тобольске
Независимые участники рынка нефтепродуктов обвиняют ЛУКОЙЛ в завышении цен при продаже топлива на бирже, в результате чего его покупают только собственные сбыты компании. Последняя считает, что у нее просто пытаются отнять розничную маржу, а изменение практики приведет к разбалансировке рынка и росту оптовых цен. Точку в споре должна поставить ФАС, но у нее почти нет инструментов для этого: попытка изменить ситуацию, предпринятая службой год назад, фактически провалилась. Сейчас эксперты видят основной риск для ЛУКОЙЛа в том, что раздраженная его действиями ФАС может изменить правила игры, пишет «Коммерсантъ».
Независимые участники рынка нефтепродуктов направили в ФАС жалобы на ЛУКОЙЛ, сообщили источники. Речь, по их словам, идет о крупных трейдерах — это «Уфаойл», «Солид — Товарные рынки», «Алгоритм. Топливный интегратор», Воронежская топливная компания (независимая сеть АЗС), а также Тюменский топливный союз (региональное отделение Российского топливного союза). Суть претензий в том, что ЛУКОЙЛ предлагает на бирже топливо со своих НПЗ по цене существенно выше рыночной.
По словам источников, речь идет о превышении на 2-4 тыс. руб. на тонну по сравнению с уровнем цен на сопоставимых НПЗ других компаний, так что покупка бензина и дизтоплива становится невыгодной для независимых участников. В результате нефтепродукты покупают сбытовые структуры самого ЛУКОЙЛа. Для них это, по сути, сделки внутри вертикально интегрированной компании, в результате которых центр прибыли перемещается из сбытового звена на НПЗ. Независимые игроки считают такую практику дискриминационной — по сути, способом обхода нормы об обязательной продаже нефтепродуктов на бирже. Согласно приказу ФАС и Минэнерго, крупнейшие нефтекомпании, в том числе ЛУКОЙЛ, обязаны продавать на бирже не менее 10% своего бензина и 7% дизтоплива.
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин уточнил, что пока служба получила только жалобу Тюменского топливного союза. «Мы, разумеется, рассмотрим обращения с учетом и того факта, что ФАС уже выдавала ЛУКОЙЛу предупреждение о недопустимости подобных практик (в апреле 2014 года.— ред.)»,— заявил он. В ЛУКОЙЛе претензии не комментируют, но собеседник, близкий к компании, уверяет, что формально она ничего не нарушала: заявки выставляются открыто, а покупают топливо структуры, не аффилированные с ЛУКОЙЛом. «Если же говорить по сути, то мы исходно выстраивали систему сбалансированно, производство бензина соответствует объему продаж через собственную сеть АЗС,— добавляет он.— Если мы должны теперь 10% кому-то продать через биржу, значит, нам самим нужно этот объем у кого-то купить, а в условиях российского тонкого рынка это наверняка приведет к росту оптовых цен». Непонятно, подчеркнул источник, почему компания, имея достаточное количество собственных АЗС, должна добровольно отдавать прибыль розничного сегмента. «Эти жалобы — просто попытка отнять у нас маржу»,— считает он.
Перспективы изменить ситуацию с помощью ФАС неочевидны. Собеседники сходятся во мнении, что круг доступных регулятору инструментов воздействия крайне ограничен. «Нормы приказа в данном случае ЛУКОЙЛом прямо не нарушаются, а доказать наличие нарушений по закону «О защите конкуренции» — ограничение товара, завышение цены и т. д.— здесь очень сложно»,— поясняет один из источников. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» согласен, что биржевые сделки по продаже нефтепродуктов внутри группы лиц не запрещены и ни в одном нормативном документе не определено, какая разница биржевых цен конкурирующих НПЗ является обоснованной, а какая будет нарушением антимонопольного законодательства. По его мнению, основной риск для ЛУКОЙЛа как раз и заключается в том, что подобные регламентирующие документы могут появиться.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
ЕК проведет переговоры «высокого уровня» по газовому транзиту со Словакией
Словакия на саммите ЕС 26 июня блокировала 18-й пакет санкций…
Бензин марок Аи-92 и Аи-95 подорожал на бирже в июне в среднем на 12%
Цена бензина Аи-92 выросла за месяц на 11,9%, до 63,952…
В РФ впервые состоялись биржевые торги единицами выполнения квот Сахалинского климатического эксперимента
Между компаниями – участниками Сахалинского эксперимента был заключен договор купли-продажи…
Сургутнефтегаз выплатит за 2024г 8,5 руб. дивидендов на привилегированную акцию
И 0,9 руб на обыкновенную акцию.
Более 800 тыс руб взыскали с должников за коммуналку во время рейда в Тобольске
В Тобольске прошел совместный рейд сотрудников АО «ЭК «Восток», службы…