Актуально
Сборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в НовороссийскеАлжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и ChevronЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизациейУщерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд рубРФ внесла в указ по «Сахалину-1» условия получения иностранными компаниями доли в проектеВыхлопные газы в Москве сравнялись с прочими вредными веществами от авто
«Системный оператор» считает, что для БАМа и энергодефицитных районов Иркутской области нужны две новые ГЭС в бассейне Витима, а Ленская (Усть-Кутская) ТЭС, которую давно хочет строить «Евросибэнерго» Олега Дерипаски, для этого не годится. Но строительство новых ГЭС не учтено в инвестпрограмме «РусГидро», а эксперты вообще сомневаются в экономической целесообразности электрификации БАМа, пишет «Коммерсантъ».
«Системный оператор ЕЭС» (СО, диспетчер Единой энергосистемой России) предложил возродить проекты Мокской и Тельмамской ГЭС на Витиме и Мамакане для энергоснабжения северобайкальского участка БАМа, сообщил глава оперативно-диспетчерского управления Сибири Алексей Хлебов в пятницу. По его словам, СО считает целесообразным включение ГЭС в перечень стратегических приоритетов «РусГидро».
Мокская ГЭС (1,2 ГВт) при СССР планировалась как головная ГЭС каскада из шести станций на Витиме. Ее включили в инвестпрограмму ГидроОГК (теперь «РусГидро») в 2007 году, но вычеркнули в 2008 году. Тельмамская ГЭС (450 МВт) прорабатывалась в 1980-х годах и в 2008 году вошла в генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года со вводом в 2016-2020 годах.
СО считает нужным построить ГЭС как инфраструктуру для освоения минерально-сырьевой базы Забайкалья и Дальнего Востока, в том числе «перспективных объектов в районе северобайкальского участка БАМа, Бодайбинского и Мамско-Чуйского энергорайонов Иркутской области». Возможность и сроки строительства нужно обсуждать с потенциальными инвесторами и органами исполнительной власти, добавили в госкомпании. Эти энергорайоны наряду с Чечней и Новороссийском считаются «слабыми звеньями» энергосистемы, где, по мнению Минэнерго и СО, надо строить генерацию. Но регуляторы пока обсуждали, по данным издания, перенос договоров на поставку мощности (ДПМ, обеспечивают окупаемость строек) только в Чечню и Новороссийск.
Дыру в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах рассчитывало закрыть «Евросибэнерго» (входит в En+ Олега Дерипаски). По данным издания, компания хотела приобрести ДПМ для проекта Ленской (Усть-Кутской) ТЭС мощностью 1,2 ГВт на попутном газе. Ее предполагалось использовать для энергоснабжения запланированного в Усть-Куте газоразделительного завода, золоторудных месторождений и БАМа. Господин Хлебов считает, что для БАМа ТЭС подходит плохо, поскольку у Усть-Куте «уже есть избыток запертой мощности Усть-Илимской ГЭС».
Строительство Ленской ТЭС менее затратно, чем строительство ГЭС в Бурятии или реконструкция ЛЭП на севере Иркутской области, говорит и. о. гендиректора «Евросибэнерго» Вячеслав Соломин. «Кроме того, сроки строительства ГЭС в разы больше сроков строительства ТЭС, оно менее эффективно с экологической точки зрения,— поясняет он.— Планируемое строительство газоперерабатывающего завода объективно требует наличия поблизости ТЭС для эффективной утилизации остатков переработки». ТЭС решает и проблему теплоснабжения Усть-Кута, добавляет он. В «РусГидро» говорят, что вели предпроектные проработки по Мокскому гидроузлу, но в 2008 году приостановили их из-за отсутствия потенциальных потребителей и источников финансирования.
Строительство двух ГЭС предполагает около 130-150 млрд руб. инвестиций, считает управляющий партнер фонда «Форсайт» Андрей Абрамов, а себестоимость их электроэнергии с учетом стоимости капитала — около 4 руб. за 1 кВт ч при текущей цене электроэнергии на оптовом рынке около 1,2 руб. за 1 кВт ч и избытке мощностей в 30-40%. Для самого БАМа эти мощности избыточны: выработка ГЭС и переток по планируемым сетям при сегодняшних объемах перевозок превысят его потребление в несколько раз. С учетом сетевого строительства себестоимость электроэнергии составит минимум 7-10 руб. за 1 кВт ч, говорит эксперт, что делает электрификацию дороги нецелесообразной. Целесообразнее переводить подвижной состав на газ, как в США, считает господин Абрамов, даже с учетом создания производств по компримированию или сжижению газа и его доставки это дешевле электрификации.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм Канал
Сборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в Новороссийске
Габариты конструкций сопоставимы с пятиэтажным домом.
Алжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и Chevron
В том числе сланцевого газа.
ЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизацией
Среди запланированных работ по модернизации – установка дополнительных насосных агрегатов,…
Ущерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд руб
Еще на 145,3 млн руб причинен ущерб от затопления носовой…
РФ внесла в указ по «Сахалину-1» условия получения иностранными компаниями доли в проекте
Иностранная сторона консорциума должна совершать действия по отмене санкций, влияющих…
Выхлопные газы в Москве сравнялись с прочими вредными веществами от авто
Группы элементов, которые сейчас выходят на первое место по загрязнению…