Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
«Транснефть» и правительство нашли компромиссный вариант для финансирования модернизации и расширения нефтепродуктопроводов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предложила разрешить «Транснефти» направлять на обновление системы нефтепродуктопроводов деньги, полученные от прокачки нефти. Компании, заинтересованные в расширении трубы в том или ином направлении, будут самостоятельно договариваться с «Транснефтью». Таким образом, трубопроводная монополия сможет избежать обвинений в «перекрестном субсидировании», пишет «Коммерсантъ».
Федеральная служба по тарифам опубликовала проект постановления правительства, предусматривающий включение затрат на развитие магистральных нефтепродуктопроводов в тарифы на услуги «Транснефти». В документе говорится, что, когда средств от прокачки нефтепродуктов не хватает, «расходы будут учитываться при формировании тарифов на услуги по транспортировке нефти». Схема будет осуществляться на основании решений правительства либо соглашений с нефтяниками, заинтересованными в расширении мощностей. Инвестиции будут заложены в тариф на прокачку нефти.
Вопрос расширения системы нефтепродуктопроводов «Транснефть» подняла в апреле, объяснив свою заинтересованность растущим объемом нефтепродуктов, выпускаемых на отечественных НПЗ после того, как началась реализация программы их модернизации. Компания обратилась в Минэнерго, Минэкономики, ФСТ и ФАС с предложением внести изменения в постановление правительства N980 от 29 декабря 2007 года, которое определяет транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам как самостоятельные виды деятельности. Из него следует, что «Транснефть» не может направлять полученные за прокачку нефти деньги на модернизацию нефтепродуктопроводов. Поднять тарифы на прокачку нефтепродуктов также нельзя, поскольку по закону они не могут превышать 70% от железнодорожных.
ФАС опасалась, что поправки к постановлению приведут к появлению «непрозрачного механизма перекрестного субсидирования». В пятницу ведомство не смогло оперативно прокомментировать предложение ФСТ. «Теперь никаких замечаний и опасений со стороны службы быть не должно,— уверен знакомый с ситуацией источник.— Введение инвестиционной составляющей для модернизации и расширения нефтепродуктопроводов в нефтяной тариф будет возможно только в двух случаях: при реализации крупных проектов (таких как нефтепродуктопровод «Юг» от Сызрани до Новороссийска) правительство будет издавать соответствующее постановление, а при расширении уже имеющихся мощностей на определенных участках системы каждая заинтересованная в этом компания сможет договориться с «Транснефтью» и самостоятельно оплатить расширение за счет долгосрочного тарифа на нефть».
В связи с предложением ФСТ «Транснефть» больше не будет просить правительство о дополнительном увеличении стоимости прокачки нефти по трубопроводам, сказал советник президента трубопроводной монополии Игорь Демин. По его словам, «компания не будет настаивать на повышении тарифа, кроме уже запрошенных 6%». Напомним, что на прошлой неделе ФСТ предложила повысить тариф «Транснефти» в среднем на 6,3% с 1 октября (подобное увеличение тарифа происходит ежегодно с учетом инфляционных ожиданий).
По словам Ивана Хромушина из Газпромбанка, «Транснефтепродукт» — небольшая часть бизнеса «Транснефти»: капзатраты компании в среднем составляют 2-4% инвестпрограммы трубопроводной монополии и даже с учетом ожидаемого роста вряд ли поднимутся выше 10-12% капзатрат группы. Кроме того, капвложения самой «Транснефти» несколько снизятся в ближайшие годы после завершения основной части проектов ВСТО и ВСТО-2, а также БТС-2, говорит эксперт. «В итоге, несмотря на вероятное включение части затрат на ключевые проекты «Транснефтепродукта» в нефтяные тарифы «Транснефти», их темпы роста в ближайшие годы не превысят темпов инфляции»,— считает господин Хромушин.
Источник на рынке, однако, полагает, что принятие предложения ФСТ может в итоге увеличить затраты «Татнефти», НК «Альянс» и ряда более мелких компаний, практически не осуществляющих поставок по системе «Транснефтепродукта», а также «Сургутнефтегаза», единственный НПЗ которого расположен очень близко к экспортным портам.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…