ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Кто из коллег не дает прохода Транснефти?

На последнем заседании экспертного совета Транснефти, членом которого я являюсь, пристальное внимание было уделено теме реализации проекта Заполярье—Пурпе—Самотлор. Нефтепровод обеспечит необходимую инфраструктуру для разработки таких новых крупных месторождений ЯНАО и севера Красноярского края, как Сузунское и Русское (ТНК-ВР), Мессояхинское (ТНК-ВР, Газпром нефть), Пякяхинское (ЛУКОЙЛ), Тазовское и Заполярное (Газпром).

Масштабное освоение месторождений региона приведет к увеличению объемов добычи нефти в регионе с потенциально возможных 55 млн тонн примерно до 75 млн тонн к 2020 году, а окончание строительства нефтепровода облегчит транспортировку сырья в другие регионы РФ (в том числе, и для переработки), а также за рубеж. Участие новых регионов в заполнении трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан — положительный фактор. Благодаря этому станет возможно не только диверсифицировать ресурсную базу сооружения, но и поддержать качество экспортируемой нефти. Это, в свою очередь, позволит наиболее эффективно использовать мощности ВСТО.Строительство нефтепровода Пурпе—Самотлор мощностью 25 млн тонн нефти в год было завершено в 2011 году. Трубопровод Заполярье—Пурпе мощностью 45 млн тонн нефти в год планируется сдать в эксплуатацию к 2017 году. При этом стоимость строительства нефтепровода, которая изначально озвучивалась на уровне 120 млрд руб., была увеличена до 199 млрд руб

Строительство нефтепровода Пурпе—Самотлор мощностью 25 млн тонн нефти в год было завершено в 2011 году. Трубопровод Заполярье—Пурпе мощностью 45 млн тонн нефти в год планируется сдать в эксплуатацию к 2017 году. При этом стоимость строительства нефтепровода, которая изначально озвучивалась на уровне 120 млрд руб., была увеличена до 199 млрд руб. Это обусловлено несколькими факторами. Изначально названная стоимость строительства была предварительной, она была рассчитана до проведения всех необходимых работ по проектировке и исследований при подготовке к строительству. В результате протяженность нефтепровода выросла с 490 км до 520 км, кроме того, были предложены новые технологические решения, которые необходимо использовать при сооружении нефтепровода. Стоит также отметить, что большая часть нефтепровода будет проложена над землей с использованием дорогостоящих технологий, призванных повысить надежность и безопасность эксплуатации трубопровода и минимизировать его негативное влияние на окружающую среду.

Основными выгодополучателями от реализации этого проекта являются крупнейшие ВИНК страны, и в первую очередь Роснефть, а также ЛУКОЙЛ и Газпром нефть, поэтому логично, что они должны способствовать реализации проекта как за счет выполнения обязательств по его загрузке, так и за счет участия в финансировании его строительства.

В связи с этим интересно, что президент Транснефти высказал предположение, что грядущая проверка компании Счетной палатой на предмет завышенной сметы на строительство нефтепровода Заполярье—Пурпе организована «крупной нефтяной компанией», которой может быть выгодна задержка при его сооружении.

С определенной долей уверенности можно сказать, что в виду имелась Роснефть, чья заинтересованность в увеличении сроков реализации проекта потенциально может быть связана с существенным ростом долговой нагрузки и наличием масштабного портфеля планируемых инвестиций в сегментах upstream и в downstream. Эти обстоятельства способны вызвать затруднения с выполнением Роснефтью обязательств перед Транснефтью в рамках реализации проекта Заполярье—Пурпе. Однако говорить об этом пока преждевременно, так как Роснефть планирует активно инвестировать в добычу, в том числе и на новых месторождениях. Хотя рост долговой нагрузки нефтяной монополии после приобретения ТНК-BP и был существенным — отношение чистого долга к EBITDA выросло вдвое, — ситуацию с долгом Роснефти нельзя назвать критичной, тем более что значительная часть средств была привлечена на выгодных условиях, а также в счет будущих поставок нефти. Ранее представители Транснефти заявляли, что в случае отказа Роснефти финансировать расширение ВСТО для наращивания поставок углеводородного сырья в Китай Транснефть будет настаивать на включении расходов на его строительство в тариф на прокачку нефти. В целом конфликт Транснефти и Роснефти негативен для обеих компаний, так как он может в очередной раз обратить внимание инвесторов на особенности ведения бизнеса в России и на наличие существенных политических рисков в оценке акций.

Ранее представители Транснефти заявляли, что в случае отказа Роснефти финансировать расширение ВСТО для наращивания поставок углеводородного сырья в Китай Транснефть будет настаивать на включении расходов на его строительство в тариф на прокачку нефти.

В целом конфликт Транснефти и Роснефти негативен для обеих компаний, так как он может в очередной раз обратить внимание инвесторов на особенности ведения бизнеса в России и на наличие существенных политических рисков в оценке акций.

Целевая цена по привилегированным акциям Транснефти — 55900 руб. Целевая цена по акциям Роснефти — 288 руб.

Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх