Актуально
Сборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в НовороссийскеАлжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и ChevronЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизациейУщерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд рубРФ внесла в указ по «Сахалину-1» условия получения иностранными компаниями доли в проектеВыхлопные газы в Москве сравнялись с прочими вредными веществами от авто
Входящий в состав «Росатома» машиностроительный холдинг «Атомэнергомаш» оттеснил внешних поставщиков от заказов на реакторное оборудование для атомного ледокольного флота. Заводы холдинга уже получили и ряд заказов на реакторы для новых АЭС. Тогда это мотивировалось борьбой с монополизмом внешних поставщиков и созданием ценовой конкуренции. Но в сфере судовых реакторов конкуренция в отрасли присутствовала и раньше, а преимущество заводов «Атомэнергомаша» по ценовым заявкам не выглядит абсолютным, пишет «Коммерсантъ».
«Атомэнергомаш» (АЭМ, объединяет машиностроительные активы «Росатома») забрал у внешних поставщиков госкорпорации еще один сектор. Входящий в АЭМ «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»» получил контракт на изготовление корпусного оборудования для реакторов РИТМ-200, которые будут установлены на первом атомном ледоколе новой серии ЛК-60. Закупочная комиссия «Росатома» рассматривала предложения машиностроителей в конце марта и отдала победу «ЗИО-Подольску», предварительно исключив из числа участников входящие в группу ОМЗ «Ижорские заводы». Причиной стало отсутствие у «Ижорских заводов» свидетельства Российского морского регистра на изготовление судового оборудования. Компания оспорила решение комиссии в ФАС, но, как сообщили вчера в службе, она встала на сторону организатора торгов. В ОМЗ ситуацию не прокомментировали.
Это далеко не первый случай, когда изготовление сложного реакторного оборудования, которое раньше поставляли внешние производители, отдается компаниям АЭМ. Уже несколько лет «Росатом» пытается создать внутри госкорпорации завод, который мог бы конкурировать с монополией «Ижорских заводов» по производству корпусов для энергетических реакторов АЭС типа ВВЭР. В 2010 году АЭМ для этого купил «Петрозаводскмаш», ранее не связанный с отраслью. На его базе предполагалось создать новые мощности по выпуску реакторного оборудования, но уже в конце 2012 года «Росатом» получил и волгодонский «Атоммаш», где реакторы производились еще в советское время. Приобретение «Петрозаводскмаша» позволило АЭМ получить первый заказ на корпус реактора для первого блока Балтийской АЭС, но потом его изготовление передали на «Атоммаш».
В случае с корпусами ВВЭР развитие собственного производства мотивировалось борьбой с монополией и стремлением снизить цену поставки. Но в ситуации с ледокольными реакторами конкуренция в отрасли есть. Помимо «ЗиО-Подольска» и «Ижорских заводов» за РИТМ-200 боролись Нижегородский машиностроительный завод (входит в «Алмаз-Антей»), делавший реакторы для плавучей АЭС «Академик Ломоносов», и компания «Энерготекс» из Курчатова, работающая по заказам «Росатома», но, по данным издания, не имевшая опыта работы с судовыми реакторами.
Ценовой выигрыш «Росатома» неоднозначен: заявка «ЗиО-Подольска» в 1,37 млрд руб. оказалась ниже, чем у «Ижорских заводов» (1,51 млрд руб.) и Нижегородского машзавода (1,4 млрд руб.), но сильно уступила предложению «Энерготекса» (1,15 млрд руб.). Обойти «Энерготекс» АЭМ удалось только по критерию «опыт и репутация», где курчатовская компания получила почти нулевую оценку — 0,74 балла против 100 баллов «ЗиО-Подольска». Сам подольский завод опыта выпуска корпусов реакторов также не имеет, хотя изготавливал другое реакторное оборудование для АЭС (парогенераторы и др.). Комиссия при этом рекомендовала «ЗиО-Подольску» и заказчику РИТМ-200 — ОАО «ОКБМ Африкантов» — провести дополнительные переговоры о снижении цены.
Фактически АЭМ консолидировал внутри себя всю производственную цепочку РИТМ-200, поскольку и «ОКБМ Африкантов», и «Энергомашспецсталь», которая будет делать заготовки для ледокольных реакторов, входят в состав холдинга. Впрочем, уточняет глава независимого издания AtomInfo.ru Александр Уваров, общий объем ледокольных заказов сравнительно невелик. Сейчас строится первый из ледоколов, конкурс еще на два затягивается из-за того, что Минфин настаивает на частичном внебюджетном финансировании проекта. Эксперт отмечает, что иногда в случае небольших по объему высокотехнологичных заказов может быть целесообразно размещать производство внутри госкорпорации, внешние поставщики в этой ситуации могут либо сэкономить на качестве, либо поднять цену.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм Канал
Сборка 3-х саркофагов для обломков танкеров «Волгонефть» завершается в Новороссийске
Габариты конструкций сопоставимы с пятиэтажным домом.
Алжир близок к соглашениям о разработке месторождений газа с Exxon Mobil и Chevron
В том числе сланцевого газа.
ЭБ-4 Белоярской АЭС выведен в планово-предупредительный ремонт с модернизацией
Среди запланированных работ по модернизации – установка дополнительных насосных агрегатов,…
Ущерб непосредственно от разлива с танкера «Волгонефть-239» составил 35,3 млрд руб
Еще на 145,3 млн руб причинен ущерб от затопления носовой…
РФ внесла в указ по «Сахалину-1» условия получения иностранными компаниями доли в проекте
Иностранная сторона консорциума должна совершать действия по отмене санкций, влияющих…
Выхлопные газы в Москве сравнялись с прочими вредными веществами от авто
Группы элементов, которые сейчас выходят на первое место по загрязнению…