Газпром и Total продолжают обсуждать совместную разработку Штокмана: достигнута договоренность о подготовке дорожной карты с целью подписания нового соглашения по реализации проекта, сообщает Газпром.
Новость нейтральна для Газпрома, так как несмотря на видимое оживление проекта, его реализация начнется лишь в перспективе 10-15 лет. Если ранее планировалось начать добычу на Штокмановском месторождении в 2010-2020 годах, однако прошедшем в прошлом месяце дне инвестора Газпрома стало известно, что его ввод в эксплуатацию произойдет лишь в 2020-2030 годах. К тому времени, исходя из прогнозов компании, добыча на месторождении составит порядка 45-50 млрд кубометров газа в год.
Тот факт, что реализация проекта была отложена на неопределенный срок стало известно в середине прошлого года. К тому времени проект уже покинул один из партнеров Газпрома –Statoil. Норвежская компания передала Газпрому свои 24% списав при этом порядка $340 млн. Общие инвестиции в проект к тому моменту достигли $1.5 млрд. Скорее всего, место Statoil в будущем займет другая международная нефтегазовая компания, которая решится взять на себя часть рисков связанных с реализацией дорогостоящего и технически-сложного проекта.
Причин, по которым принятие инвестиционного решения по проекту постоянно откладывалось, и в результате так и не было принято, несколько. Первая и основная причина – отсутствие налоговых льгот. Без них, реализация проекта, инвестиции в который могут достигнуть $40 млрд, нерентабельна. Индивидуальные льготы Штокману так и не были предоставлены, несмотря на многочисленные обещания. Скорее всего, они будут предоставлены лишь после того, как правительство выработает единую систему датирования шельфовых проектов. Стоит рассчитывать, на обнуление НДПИ и экспортной пошлины. Вторая причина – неопределенность относительно рынков сбыта газа со Штокмановского месторождения. Это в свою очередь затрудняет планирование технической стороны проекта. Так как от того будет ли газ поставляться в Европу или АТР зависит необходимость строительства трубопровода или СПГ мощностей. По всей видимости, Газпром рассматривает вариант со строительством завода СПГ для поставок сырья как в Европу, так и АТР. Таким образом, компании-партнеры сократят риски связанные с отсутствием спроса на газ в отдельно взятом регионе.
Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела Инвесткафе
Мы в телеграм:
Сибур построит фабрику катализаторов для нефтехимии в Казани мощностью 1 тыс т
Запуск 1-й линии — производства хромовых катализаторов — запланирован на…
Акции Россетей на Мосбирже росли более чем на 2%
динамика отмечена после того, как президент РФ разрешил «Федеральной сетевой…
21 февраля бензин Аи-92 подешевел на бирже на 3,7%, бензин Аи-95 — на 2,9%
Цена бензина Аи-92 снизилась до 50,298 тыс руб за т,…
Программу догазификации могут распространить на 22 села Горного Алтая
В Майминском и Чемальском районах.
До 13% всего потребляемого ЕС газа поступает из РФ
Это не страны ЕС покупают этот газ — это компании,…
Эксперт РУСЭЛ примет участие в индийской выставке ELECRAMA
Ожидается, что выставку ELECRAMA посетит более 400 тысяч человек.