Правительство определилось с кандидатами в советы директоров двух госкомпаний, с которыми у него наиболее сложные отношения,— «Транснефти» и «Роснефти». Их ждет кардинальное обновление, хотя большинство все равно будут составлять люди, лояльные менеджменту — главе «Транснефти» Николаю Токареву и президенту «Роснефти» Игорю Сечину, пишет «Коммерсантъ».
Премьер Дмитрий Медведев в пятницу подписал распоряжения о выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей государства в советы директоров — «Роснефти» и «Транснефти». Теперь они значительно обновятся. В частности, в совете директоров «Роснефти», состоящем из девяти человек, появится сразу четыре новых участника, а совет директоров «Транснефти», куда входят семь человек, обновится больше чем наполовину. Кандидатов в совет директоров премьер утверждает на основе предложений Минэкономики, правительства и администрации президента, так как «Роснефть» и «Транснефть» входят в список стратегических компаний. Источники в правительстве считают итоговый вариант «выверенным» и говорят, что «персональный состав почти полностью соответствует предпочтениям менеджмента компаний».
Представлять интересы государства в совете директоров «Роснефти» будет, в частности, глава ВР Боб Дадли — британская компания после сделки по продаже своей доли в ТНК-ВР станет второй по размеру пакета (19,75%) после государства ее акционером. В целом ВР имеет право на двух представителей в совете. Также от государства в «Роснефть» выдвинут занимающий сейчас пост председателя совета вице-президент РАН Александр Некипелов, президент компании Игорь Сечин, заместитель гендиректора «Ростехнологий» Дмитрий Шугаев. Еще одним госпредставителем в «Роснефти» станет президент банка ВТБ Андрей Костин. Он уже входил в ее совет с 2006 года, но потом неожиданно его покинул. В пресс-службе банка официально заявляли, что господин Костин «последовательно выходил из советов директоров госкомпаний». Но источники, близкие к «Роснефти», связывали уход господин Костина с конфликтом с занимавшим на тот момент посты вице-премьера и главы совета директоров Игорем Сечиным. «Теперь все старое забыто, отношения вновь хорошие»,— говорит один из источников.
Места независимых членов совета сохранили вице-президент РАН Николай Лаверов и управляющий директор Nord Stream AG Маттиас Варниг, который в 2011 году после кампании президента Дмитрия Медведева по выводу чиновников из органов управления госкомпаниями сменил в совете Игоря Сечина. Источники в правительстве называют господина Варнига личным представителем Путина. «Варниг, пожалуй, единственный реально независимый участник, который может себе позволить критиковать какие-либо решения»,— говорит один из собеседников. Появятся в «Роснефти» и два новых независимых директора: старший советник главы KKR Джон Мак, долгое время проработавший в Morgan Stanley, и топ-менеджер ExxonMobil Дональд Хамфриз. Таким образом, в совете директоров не будет больше председателя Barclays Investment bank Ханса-Йорга Рудлоффа, который вошел в него в преддверии IPO «Роснефти» в 2006 году, президента Банка Москвы Михаила Кузовлева, президента UCP Ильи Щербовича и старшего вице-президента ВТБ Сергея Шишина. Именно он, по словам источников, уступил место Бобу Дадли. «В целом в совет входят люди, предложенные Игорем Сечиным, спорить с ним никто не стал»,— говорит источник, близкий к правительству. Но, уточнил он, Джон Мак и Дональд Хамфриз вошли в совет по инициативе правительства.
В совете директоров «Транснефти» останется только два действующих участника — Маттиас Варниг и Николай Токарев. Помимо них интересы государства будут представлять первый вице-президент Газпромбанка Михаил Гришанков, первый вице-президент ОАО РЖД, экс-губернатор Свердловской обрасти Александр Мишарин. Независимыми участниками станут глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин (уже входил в совет), профессор СПбГУ Валерий Катькало и экс-министр энергетики, входящий в президентскую комиссию по ТЭКу Сергей Шматко. Не войдут в совет ректор «Сколково» Андрей Волков, глава правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина, председатель совета директоров «Итеры» Игорь Макаров, советник президента «Роснефти» Райр Симонян и Илья Щербович. «В случае с «Транснефтью» все новые участники в целом в интересах Николая Токарева»,— считает собеседник, близкий к правительству. По его словам, Белый дом выступал за назначение Валерия Катькало. «А включение Сергея Шматко — это некое трудоустройство»,— говорит один из собеседников.
Глава совета директоров кадрового агентства Top Contact Артур Шамилов отмечает, что советы директоров «Роснефти» и «Транснефти» сформированы так, чтобы исключить возможность возникновения конфликтных ситуаций с менеджментом. По словам эксперта, учитывать «исторический опыт» взаимодействия топ-менеджеров и участников совета — «нормальная практика» и это в интересах правительства. В то же время, добавляет он, в советы войдут люди, которые смогут лоббировать от Белого дома те или иные вопросы, а есть и прямые представители интересов властей.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.