Новая модель энергорынка, представленная в пятницу на совещании у премьера Дмитрия Медведева, отправлена на доработку. Окончательный вариант должен появиться через три месяца. Основные вопросы к новой модели, разработанной Минэнерго и идеологом реформы РАО ЕЭС Юрием Удальцовым, касались окупаемости инвестиций в генерацию. Кроме того, до конца неясно, как именно предлагаемая система, основанная на долгосрочных договорах генераторов и потребителей, повлияет на темпы роста конечных цен на электроэнергию, пишет «Коммерсантъ».
В пятницу премьер Дмитрий Медведев собрал в Горках совещание по энергетике, на котором предполагалось обсудить новую модель оптового рынка электроэнергии и мощности. В нем участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минэнерго Александр Новак, его заместитель Михаил Курбатов и глава ФСТ Сергей Новиков, руководители крупнейших энергокомпаний, в первую очередь генерирующих. Электросети представлял лишь глава ФСК Олег Бударгин. Покупателей электроэнергии (например, энергосбытов, не аффилированных с крупной генерацией) не пригласили, как и иностранных инвесторов (Enel, E.On и Fortum), владеющих крупными активами в генерации.
Сейчас оптовый энергорынок основан на раздельной продаже электроэнергии и мощности. Генераторы получают фиксированные на год выплаты за мощность, которые должны компенсировать их условно-постоянные расходы, а также ежедневно продают реально выработанную электроэнергию. Торги идут по маржинальной схеме: после того как на рынке сформировался баланс ожидаемого спроса и предложения, вся мощность и электроэнергия продаются по одной цене, то есть в выигрыше оказываются генераторы с более низкими издержками. Но к этой системе у генераторов есть ряд претензий. В частности, как замечает старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден, генкомпании не устраивают низкие выплаты за мощность.
Новая модель рынка, активно разрабатывавшаяся с 2011 года, предполагала переход к прямым долгосрочным договорам между генкомпаниями и покупателями энергии. В пятницу Дмитрий Медведев, открывая совещание, назвал долгосрочные отношения путем к правильному рынку, добавив, что пока доля таких договоров в России составляет 10%, тогда как в ЕС — 80%. Но, как рассказалинесколько источников, знакомых с ситуацией, представленная в пятницу Александром Новаком модель долгосрочных договоров вызвала ряд возражений у энергетиков.
По словам собеседников, претензии касались, в частности, окупаемости дальнейших инвестиций в генерацию. Речь идет об идее введения так называемой системы ДПМ-штрих. Сейчас генкомпании строят новые электростанции и модернизируют старые в рамках согласованных с правительством обязательных инвестпрограмм. Работа на энергорынке сама по себе не может обеспечить окупаемость этих вложений, поэтому инвесторы заключают договоры на поставку мощности (ДПМ). Они оговаривают штрафы за опоздание с вводом мощностей и повышенные выплаты за мощность в течение десяти лет, фактически гарантирующие окупаемость. Проекты по ДПМ должны в основном завершиться в 2015 году. «ДПМ-штрих» предполагает продолжение инвестиций в основном в модернизацию. Но эта идея вызывает вопросы у участников рынка, опасающихся роста цен. В 2011 году Минэнерго оценивало потребности энергетики в инвестициях в 11,25 трлн руб. до 2020 года. Модель долгосрочных договоров не предусматривает введения системы «ДПМ-штрих».
По словам одного из источников, новую модель в целом поддержали присутствовавшие на совещании гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, глава «РусГидро» Евгений Дод, гендиректор «КЭС-холдинга» Борис Вайнзихер и глава СУЭК Владимир Рашевский, более нейтральную позицию заняли Сергей Новиков и член правления «Газпрома», председатель совета директоров «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) Кирилл Селезнев. За включение механизмов окупаемости типа «ДПМ-штрих» высказался глава «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук. Не поддержал новую модель Олег Бударгин. Еще в декабре о том, что нужно ввести механизмы финансовой поддержки модернизации энергетики, говорил глава совета директоров «Э.Он Россия» Бернхард Ройтерсберг. Другой собеседник отмечает, что также были вопросы о том, как предлагаемая система повлияет на рост конечных цен на электроэнергию. В результате новую модель отправили на доработку на три месяца. Аркадий Дворкович в прошлом году говорил, что модель должна быть утверждена в первом полугодии 2013 года, а заработать — в 2014 году.
По мнению Сергея Бейдена, и долгосрочные договоры, и «ДПМ-штрих» могут повлиять на конечные энергоцены, хотя вряд ли сейчас можно посчитать насколько. Но если государство намерено удерживать темпы роста цен, а в этой ситуации придется компенсировать увеличение доходов генкомпаний, например, за счет сетей. Кроме того, считает господин Бейден, есть опасение, что и при введении новой модели государство продолжит практику сдерживания цен на оптовом энергорынке.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.